Рассмотрим на примере работу ролевого мастерства. Для того, чтобы совершить какое-то действие человек выявляет необходимую роль и встает в нее, исполняя определенную ролевую практику. За игрой по роли надзирает самоконтроль.
Подавляющую часть времени самоконтроль должен выдавать функцию спокойствия и подконтрольности. В нормальном состоянии самоконтроль демонстрирует факт, что человек имеет потенциальную власть над текущей ситуацией. Но если происходит внештатная ситуация, то первыми реагируют какие-то органы чувств и самоконтроль подключает другие функции мозга.
В случае обнаружения несоответствия текущей роли текущему контексту необходимо снова задействовать практику выявление роли. Снова анализируется ситуация и определяется другая личная роль. После этого нужно войти в новую роль, а далее включается самоконтроль, который снова начинает следить за исполнение новой роли.
В книге "Образование для образованных" А.Левенчук привел аналогию с воспитателем. Дети играют под надзором воспитателя. Воспитатель преимущественно в такой момент выполняет функцию, которую мы приписываем самоконтролю. Пока дети играют в пределах допустимого воспитатель-самоконтроль бездействует. Но если кто-то из малышей полез ножницами в розетку или на подоконник, воспитатель-самоконтроль обнаруживает несоответствующее поведение и задействует другие роли и практики, чтобы устранить проблему.
Самоконтроль выдает сигнал о необходимости внесения изменения в поведение после обработки информации от органов чувств. Поэтому, когда говорим про спокойствие и подконтрольность, которые большую часть времени транслирует самоконтроль, необходимо иметь в виду, что это потенциальная власть над ситуацией. Это не реальный контроль ситуации, потому что это все-таки не реальность, а наше восприятие реальности. Органы чувств могут снимать искаженную информацию о ситуации и/или полученная информация может быть неправильно обработана, потому что человек имеет плохие картины мира по проблемной ситуации.
Чтобы развивать самоконтроль необходимо иметь хорошие научные картины мира и деятельностный кругозор, наработанный опыт и уметь чувствовать мир. Про необходимость обучения научным теориям и о кругозоре мы говорили в главе 1. О том как развивать деятельность кругозор обсудим через один раздел данной главы. Наработанный опыт — это мастерство в распознавании ситуаций, которые встречались ранее и понимание того, как необходимо в них действовать. Для формирования опыта и лучшего распознавания ситуации необходимо развивать способности распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Эти способности связывают с эмоциональным интеллектом, этикой и моралью, состраданием. Об этом мы поговорим в главе 11.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 6 "Ролевое мастерство".