Человек часто думает о себе, если его внимание не занято чем другим. Каждый из нас постоянно прокручивает мысли о том, как он выглядит, что будет делать, думает о своей безопасности и т.п. Мы пережевываем одни и те же мысли в разных ракурсах. Об этом мы подробно говорили в главе 2-3, когда обсуждали хаос в сознании. Психология имеет дело с нашими мыслями и пытается в них разобраться, чтобы помочь человеку выпутаться из них и успокоить свое сознание. Кроме психологического взгляда на человека можно посмотреть с точки зрения медицины или биологии. Тогда мы будет говорить об инстинктах, органах и т.п.
"Я" - совокупность ролей.
Человек часто думает о себе, если его внимание не занято чем другим. Каждый из нас постоянно прокручивает мысли о том, как он выглядит, что будет делать, думает о своей безопасности и т.п. Мы пережевываем одни и те же мысли в разных ракурсах. Об этом мы подробно говорили в главе 2-3, когда обсуждали хаос в сознании. Психология имеет дело с нашими мыслями и пытается в них разобраться, чтобы помочь человеку выпутаться из них и успокоить свое сознание. Кроме психологического взгляда на человека можно посмотреть с точки зрения медицины или биологии. Тогда мы будет говорить об инстинктах, органах и т.п.
На человека можно смотреть с точки зрения системного мышления. Мы уже говорили про модель "человек как платформа". Эта помогает посмотреть на свое жизненное мастерство и определить свою образовательную траекторию, исходя из трех платформенных уровней: собранность, мыслительное и прикладное мастерство. Но можно использовать другую модель, которая выделит только роли, которые играет человек. То есть из модели "человек как платформа" рассматривает только прикладной уровень. И в этом случае можно сказать, что "Я" — это совокупность всех ролей, которые играет человек. Например, роли отца, сына, менеджера, пассажира метро и т.п. Часто представляясь человек наряду с ФИО обозначает свои главные деятельностные роли по жизни.
В модели "Я - совокупность ролей" наше внимание с неудовлетворенностей и желаний переводится на ролевое поведение. Поиск личных проблем происходит вовне, то есть в поведении человека по роли, а не где-то внутри него. Неудовлетворяющее текущее положение, стрессовая или некомфортная ситуация рассматривается исходя из ролей, которые играет человек. В любой проблемной ситуации мы обращаем внимание своего сознания на ту роль, которую играем в данный момент и исходя из этого принимаем дальнейшие решения. Например, мы не ищем в себе причины неудовлетворенности в жизни, хотя в этом тоже можно разобраться, а понимаем, что нужно встать в роль реформатора своей жизни и наметить стратегию саморазвития. При этом для выстраивания траектории обучения можно воспользоваться моделью "человек как платформа". Другой пример: если общаетесь на повышенных тонах с коллегой или ребенком, то нужно выйти в метапозицию и подумать о текущих ролевых интересах, а не следовать своим биологическим инстинктам.
Согласно данной модели, мы можем осознанно подходить к любому сложному действию и ситуации. Для этого нужно из своего "я" достать требуемую роль и применить нужную практику. Исходя из концепции "Я - совокупность ролей" можно посмотреть на саморазвитие. Развитие себя происходит за счет расширение играемых ролей и повышение квалификации в исполнении проектных ролей. Большинство людей не занимаются своим саморазвитием. Никаких особых успехов в работе и жизни, немного друзей, низкая самооценка и мало уверенности в своём «я». Невидимки. Чтобы стать видимым[1] нужно быть специалистом, то есть хорошо исполнять какую-то роль, а правильнее сказать – совокупность ролей. Какие это роли и умение их выбирать зависит от интеллекта. Нужно быть не просто видимым, но и заслуживающим внимания удивительного человека.
За расширение ролей отвечает кругозор, а освоение новой роли и повышение квалификации происходит за счет постановки новых практик. Поэтому еще можно говорить, что "я" — это не только совокупность играемых ролей, но и совокупность освоенных прикладных практик.
Геном каждого человека уникален, и в природе нет людей с одинаковым сочетанием генов. По аналогии с геномом человека можно говорить про геном деятеля. Геном деятеля представляется как сочетание практик, которыми владеет человек. Ген в данном случае — это практика. В отличие от генома человека, геном деятеля можно изменять, то есть обучаться новым sota-практикам. В следующем разделе подробно разберемся с понятием "практика". А сейчас обсудим личные системы.
[1] Как говорилось в главе 2 в современном мире внимание – главный ресурс. Уметь привлекать внимание – важная функция любого человека, потому что без этого невозможно перейти к другим стадиям взаимодействия. Например, профессионал, не обратив на себя внимание HR-специалиста не получит приглашения на собеседование, а молодой человек – не сможет пригласить девушку на свидание. Кто-то для привлечения внимания использует практику эпатажа. Это простой подход. Но можно быть видимым за счет интеллекта и за счет создания разных систем нужных людям.
Обычно инженеры и менеджеры нижнего уровня находятся в тени своих более старших коллег, которые умело говорят и имеют хорошие софт-скиллы. Тягаться в последнем нет необходимости, хотя подтянуть их не помешает. Однако можно налечь на развитие интеллекта и становится звездой компании за счет лучшего понимания всех систем и подсистем компании, клиентов и подрядчиков.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 5 "Роль".