Проектная роль
Понятие "роль" чаще используется в профессиональной деятельности, чем в обычной жизни. В рабочей деятельности преимущественно речь идет о проектной деятельности, поэтому говорят о проектных ролях. Проектная роль — это роль, которую исполняет человек в каком-то проекте, или эту роль можно привязать к проекту.
В системном мышлении выделяют внешние и внутренние проектные роли. Внутренними проектными ролями называют роли, которые исполняют члены проектной команды и также все соисполнители (поставщики, сотрудники на аутсорсинге). Внутренние проектные роли задумывают, создают и поддерживают эксплуатацию системы (ремонтируют, обслуживают), а также утилизируют ее. Внешними проектными ролями называются роли, которые взаимодействуют с готовой системой, созданной внутренними проектными ролями. Взаимодействие означает, что эти роли влияют на систему или система влияет на данные проектные роли.
Пример внутренних проектных ролей - менеджеры, инженеры, маркетологи, ремонтники, проектировщики, тестировщики, ликвидаторы и т.п. Все они являются сотрудниками большой команды, которая работает с системой на всех стадиях жизненного цикла системы от замысливания до ликвидации. Пример внешних проектных ролей: клиент, конкурент, налоговик, хакер, вор, защитник окружающей среды и т.п. Притом клиента системы нужно делить на несколько ролей, которые специфичны на каждой системы и/или сферы деятельности. Например, клиентом может быть водитель, если система машина. Также клиента можно разделить на роли пользователя, плательщика, распаковщика и т.п.
Человек в проектной роли принимает соответствующие решения и отвечает за них. Или говорят, ставит свою шкуру на кон. Последствиями данных решений по роли являются изменения в проектной деятельности, то есть проектная роль меняет мир. Действия человека, которые не приводят к изменениям в физическом мире проекта не считаются проектными ролями. Роль курильщика, которую периодически исполняется человек, мы не можем отнести к проектной роли проекта по созданию какой-то системы. Точно также мы не можем назвать человека проектной ролью инженера по требованию, если он только записывает за клиентами пожелания, но сам не провел работу с этими требованиями (дополнил их, устранил противоречия, связал с потребностями) и не поставил подпись под списком требований. Проектная роль исполняет практику (в данном случае практику инженерии требований), в результате которой появляется рабочий продукт. Появление утвержденного проектной ролью рабочего продукта меняет физический мир.
Ролевой интерес
Все проектные роли считаются заинтересованными лицами по отношению к системе. Заинтересованность определяется ролевым интересом к системе. Как мы знаем, каждая роль смотрит на физический мир исходя из своей картины мира, и соответственно видит мир по-своему. Системное мышление призвано для работы с разными интересами разных проектных ролей. Если команде удалось учесть (удовлетворить) интересы всех проектных ролей, то система считается успешной. В пределе команда осознанно выявляет интересы заинтересованных лиц, чтобы потом при создании системы учесть их. Отсюда критерием успешности проекта является создание успешной системы, то есть системы, в которой учтены (удовлетворены) интересы всех проектных ролей. Как внешних, так и внутренних.
Ролевой интерес или интерес к системе – это какая-то характеристика системы. Интересом может быть стоимость или цена, удобство, производительность, ремонтопригодность, функции и фичи системы, сроки годности, безопасность, и так далее. Например, покупателя интересует цена системы, а пользователя - производительность системы. Один и тот же человек может быть покупателем и пользователем, а может и не быть. Например, мама в роли покупателя приобретает ребенку туфли, но пользователем будет ребенок. Абстрагируясь от исполнителей ролей, мы можем отдельно обсуждать интересы.
Для работы с интересами требуется моделирование. Учет интересов, о котором шла речь в определении успешной системы, происходит путем создания различных моделей для каждого ролевого интереса. Как это делается и с помощью каких методов — это предмет трансдисциплины системного мышления. Но для введения в системные мышления нам достаточно понять, что многие роли на предприятии занимаются созданием описаний или моделей каких-то систем, чтобы выявить или учесть чьи-то ролевые интересы. Например, проектировщики составляют проект системы, и они должны учесть многочисленные ролевые интересы проектных ролей: от жителей, если проектировщики создают проект дома, до ремонтников, которые будут обслуживать объект недвижимости. Другой пример, бухгалтер, который занимается созданием описанием финансовой деятельности предприятия. И этим документом, описывающем или моделирующим деятельность предприятия, учитывается ролевой интерес налоговика к системе «предприятие». Проектировщик и бухгалтер учатся практикам составления соответствующих рабочих продуктов в виде документов (моделей, описаний). В свою очередь, строитель учится другим практикам, рабочим продуктом которых является дом.
По названию роли можно определить интерес, и наоборот, если есть интерес, то можно понять какая ему соответствует роль. Для создания моделей системы необходимо знать, в первую очередь, интересы. А чтобы определять практики нужно знать роли. Связь Интерес-Роль-Практика задается в системном мышлении, а понимание какие существуют роли в разных сферах деятельности и какие им соответствуют практики является деятельностным кругозором[1]. Например, системное мышление позволит вам найти инженера в сфере бытового обслуживания или в салоне красоты, но если не иметь деятельностного кругозора, то можно не знать, что он в этой сфере деятельности называется парикмахер.
Рассматривая ролевой интерес, мы не путаем его с личными неудовлетворенностями исполнителя роли. В этой связи можно перефразировать фразу, неоднократно произносимую в культовом фильме «Крестный отец»: «Ничего личного, только ролевой интерес». О том, как удовлетворять личные потребности человека поговорим в следующем разделе.
[1] Деятельностный кругозор является частью ролевого мастерства
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 5 "Роль".