Уильяму Шекспиру приписывают фразу: «Вся жизнь – театр, а люди в нем актеры». Это высказывает тянет не только на философское признание, оно исключительно полезно в системном мышлении, в котором используется понятие "роль".
Театральная метафора помогает объяснить разницу между ролью и исполнителем роли. В театре различают актера и роль, которую актер играет. Даже малые дети это понимают. Но взрослые люди подчас не осознают, что сами играют роли «менеджера» или «инженера». Это такие же роли как роль «Гамлета». На роль «Гамлета» назначается актер Иван Иванович. Аналогично, на роль «менеджера» назначается Петр Петрович. По прошествии времени вместо Ивана Ивановича играть «Гамлета» приглашают Василия Васильевича, а на роль «менеджера» назначают Константина Константиновича.
В театре роль или действия по роли четко определены сценарием, а исполнители могут регулярно меняться. В жизни точно также роль хирурга могут играть разные люди. В театре один и тот же актер может играть разные роли, а каждый человек исполняет множество ролей, хотя не всегда задумывается об этом.
Понятие "роль" необходимо, чтобы разделить человека и его действия. Точно также как разделяется объект (система) и его функция. Например, автомобиль и его функция - двигаться. "Роль" можно назвать моделью или описанием, так как с помощью "роли" можем описывать физический мир: моделировать деятельность человека. Понятие или модель "роль" связана с действием, а человек – это исполнитель роли. Далее можно отдельно говорить о мастерстве и квалификации исполнителя, а также отдельно обсуждать и улучшать ролевые действия.
Понятие роли позволило человеку накапливать знания о действиях независимо от того, кто из людей исполняет эту роль сейчас. Формализованные ролевые действия — это практики, о которых мы говорили ранее. Практики или действия роли обсуждаются отдельно от конкретного человека, исполняющего роль. Такое мышление помогает отделить действия, которые закрепляются за ролью, от исполнителей, выполняющих эти действия. Например, действия врача или футболиста можно описать исходя из ситуаций, в которых они действуют. К роли привязаны интересы или действия, которые может совершать врач. Конечно, каждый человек может по-своему играть эту роль, но роль в целом действует согласно какой-то практики. Каждый отдельный врач может попадать в разные ситуации, но точно во врачебной практике ему не придется совершать дриблинг с мячом и бить по воротам.
Картины мира описывают поведения разных ролей. При этом научные теории и дисциплины описывают ролевые поведение с большей вероятностью, чем ненаучные картины мира. Когда мы говорим про картину мира врача, то в первую очередь, имеем в виду медицинские практики, которые он почерпнул в вузе и развил в работе по специальности. Люди учат профессиональные роли преимущественно осознанным способом через постановку соответствующих практик, закладывая в голову дисциплину и осваивая технологии.
Аналогичным образом мы можем размышлять обо всех действиях, которые совершает человек не только по работе, но в свободное время досуга. Хотя люди редко распространяют театральную метафору на жизненные роли. А между тем существуют роли сына, воспитателя, ученика, мотиватора, мойщика посуды, уборщика комнаты, пассажира метро и т.п. Рассуждения в этих случаях такое же, как в случаях с профессиональными ролями. Многие взрослые знают, но не применяют подобную компетенцию. Свидетельством этого - переход на личности, вместо того чтобы обсуждать действия человека и не затрагивать его личные характеристики. Чем раньше человек понимает, что каждый момент времени можно рассматривать поведение как действие по роли, тем продуктивней и менее стрессовой будет жизнь.
Каждое такое ролевое рассмотрение действий позволяет уделить особое внимание своему поведению. Обучаясь плаванию, мы понимаем, что нужно осваивать практику кроля. В критических ситуациях воспитания не нужно следовать плохим автоматизмам, а вспомнив про роль наставника, поискать хорошую практику, чтобы применить ее в общении с ребенком. Когда приступаете к учебе, тогда неплохо бы озаботиться и освоить практику ученика. Понятие "роль" позволяет неосознанное действие (в том числе обучение) перевести в осознанное. Можно сказать, что "роль" — это модель мышления, которая помогает изучать и улучшать поведение человека.
Автоматизмы мышления экономят наше внимание и поэтому некоторые роли мы исполняем неосознанно. Например, когда занимаемся гигиеной - чистим зубы или принимаем душ. Если мы не хотим изменить поведение или не хотим поменять мир, то можно не заморачиваться ролевым рассмотрением. Но если нужно поставить или изменить процесс чистки зубов, то осознано выделяем роль чистильщика зубов и находим лучшую практику чистки полости рта. Разбираемся и осваиваем технологии - зубная щетка, паста, ополаскиватель. При постановке практики можно руководствоваться моделями обучения, о которых шла речь в главе 2. Изменение своего поведения — это буквально изменение мышления, а для этого нам необходимо обратить внимание на свои действия. Понятие "роль" помогает это сделать, а далее мыслительное мастерство помогает найти и быстро поставить необходимую практику. Ролевая осознанности помогает в ситуациях дискомфорта или стресса. В таких случаях необходимо абстрагироваться от стрессовой ситуации, определить задействованные роли и выбрать лучшую практику для своего поведения. В театральной деятельности человек учится актерскому мастерству, аналогичное мастерство в жизни мы будем называть ролевым мастерством. Оказывается, также как актер учиться играть разные роли, можно научиться видеть роли, быстро учиться им и уметь переключаться между ними.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 5 "Роль".