Этапы постановки привычки

Привычки могут закладываться нашей осознанной деятельностью, и тогда мы будем говорить про постановку практики. Но часто привычка закладывается без нашего осознанного внимания под воздействием социальной среды. К сожалению, в таком случае мы не сильно отличаемся от животного в ящике Скинера или от собаки Павлова. Плохие привычки - это отражение в нашем поведении социальных стереотипов и потакание животным желаниям. Поставщики контента, как мы говорили ранее, научились воздействовать на наши человеческие потребности и умело закладывают свои картины мира, чтобы предопределить наше поведение в определенных ими ситуациях.


На спектре формальности мышления было показано, что мастерство доводится до автоматизма посредством перевода мышления из медленного правого в быстрый левый спектр мышления. Профессионал в однотипных ситуациях действует на автомате, экономя внимание, энергию, жизненные силы. Автоматизм определенных действий вшит в нас природой. Некогда думать в правом спектре мышления, если вы случайно обожглись. Инстинкты, определяющие наше поведение и определенные желания (потребности, неудовлетворенности), мы осуществляем на автомате. Например, любовь к сладкому или сексуальный инстинкт. Но есть автоматизмы поведения, которые формируются в течение жизни. Их называют привычками. Привычки могут закладываться нашей осознанной деятельностью, и тогда мы будем говорить про постановку практики. Но часто привычка закладывается без нашего осознанного внимания под воздействием социальной среды. К сожалению, в таком случае мы не сильно отличаемся от животного в ящике Скинера или от собаки Павлова. Плохие привычки - это отражение в нашем поведении социальных стереотипов и потакание животным желаниям. Поставщики контента, как мы говорили ранее, научились воздействовать на наши человеческие потребности и умело закладывают свои картины мира, чтобы предопределить наше поведение в определенных ими ситуациях.

Мы не будет обсуждать какие привычки являются хорошими или плохими. Насколько привычка плоха каждый человек должен решить самостоятельно, но можно дать три критерия, каждый из которых может указывать на то, что привычка является плохой:

  • страдают ли от вашей привычки другие люди;
  • наносит ли она ущерб вашему организму;
  • не отвлекает ли она ваше время, которое можно было бы инвестировать с большим толком (получить большую радость и в том числе доставить радость другим).

Страдания или некомфортное состояние других людей, которое вы доставляете своей привычкой необходимо чувствовать и ощущать. Необходимо осознать, что от вашей привычки может кто-то некомфортно себя чувствовать. Замечать других заинтересованных лиц - это важный принцип системного мышления, о котором поговорим в главах 7-8. Постоянный наносимый ущерб своему организму не может быть оправдан ментальными и нервными переживаниями в текущем моменте. Подобные привычки (типа курения или алкоголя) сначала проникают глубоко в человека, а потом вносят дискомфорт в физическое состояние (зависимость) или используют любой внешний сигнал (например, стресс), чтобы запустить наработанное автоматическое поведение.

Плохая привычка также может забирать ваше время и внимание, которое вы могли бы потратить с больше пользой для себя и других. Например, отдых на диване перед ТВ после работы не лучшее применение своему времени. Такую привычку сложно заметить, поскольку большинство заглотило картину мира о том, что после активной работы требуется пассивный отдых. Правда это касалось того периода, люди занимались физическим трудом в поле или около станка. Работникам умственного труда желательно просто переключать внимание с одной рабочей активности на другую досуговую активность, а не только пассивно потреблять навязанные картины мира из ТВ или соцсетей лежа на диване. Для этого пригодятся широкие интересы и кругозор, которые не дадут скучать и не позволят тратить время на пассивное поведение, если активный физический и ментальный досуг сулит множество позитивных потоковых переживаний.

Осознание своих привычек непросто дело, сложившиеся картины мира и устоявшееся поведение сложно взять под сомнение. Тем более, моральные и этические принципы сугубо индивидуальны и не хотелось бы давать универсальных советов о том, что такое хорошо и что плохо. Поэтому домашнюю работу над своими плохими привычками каждый должен сделать самостоятельно. Причем можно выработать собственные критерии отнесения своих регулярных действий к плохим привычкам. Осознав свои плохие привычки, не нужно впадать в транс, нужно их поэтапно заменять на хорошие привычки. Поэтому далее расскажем про модель, которая поможет понять, как закладываются хорошие привычки или ставятся прикладные практики. Эта модель дополняет ранее рассмотренные модели стадий обучения и спектра формальности мышления, но имеет другой взгляд.

Модели постановки привычки или личной практики выделяются 4 этапа.

Первый этап называется "НАДО или ЛЮБОПЫТНО". Из внешней среды, скорей всего, неосознанно мы получает какой-то сигнал, который резонирует с уже заложенными ранее картинами мира. В результате у нас появляется мысль предпринять какие-то действия. Нам могут говорить родители, коллеги, мы можем сами догадываться, что пора что-то делать или же у нас возникло любопытство к чему-то и нам захотелось это попробовать. Например, надо похудеть, надо заняться спортом, надо выучить системное мышление или любопытно прыгнуть с парашютом, заняться дайвингом, полетать на дроне. "Надо или любопытно" отражает преимущественно внешнюю и/или внутреннюю мотивацию сделать первое действие. Чтобы осознанно подходить к постановке привычки необходимо отдавать себе отчет, что вы проходите тестирование какой-то своей идеи. Это может оказаться разовым действием: попробовал опуститься с аквалангом, поставил галочку и успокоился. Но если ставить задачу поставить привычку, то важно подготовиться и хорошо изучить предполагаемую деятельность, в том числе:

  • понять, соответствует ли ваш текущий уровень собранности и мыслительного мастерства поставленным целям. Если вы захотели научиться плавать кролем, но имеет избыточный вес, то надо приготовиться не только работе в бассейне, но в фитнес зале. Если решили осваивать системное мышление, но не можете исполнять роль ученика и выделять в течении 3-6 месяцев не менее 2 часов в неделю и/или иметь достаточного уровня онтологических знаний, то поставить практику мыслить системно не получиться;
  • запланировать время, которое вы готовы инвестировать на протяжении определенного периода, чтобы получить первые результаты. Разные виды деятельности требуют разного времени на освоение. Без получения положительного подкрепления своим действиям сложно заниматься этой деятельностью. Поэтому нужно выделить определенное время, которое вы планируете посвятить выбранной деятельности и общее время на первую стадию до получения первого результата. Сложная деятельность дает необычную радость, но чтобы совладать со сложностью, требуются усилия и время;
  • выбрать практику, которую будете осваивать. Существует множество способов похудения, есть практика дайвинга, а системное мышление ставиться путем изучения одноименной трансдисциплины и реализации реального проекта. На этой стадии необходимо изучить теорию и начать практиковаться, то есть осваивать технологии.

Второй этап - "Могу". Отрабатывая теорию в процессе освоения технологии, мы постепенно достигаем мастерства. Регулярные тренировки плавания или реализация практики бухгалтерского учета оттачивают мастерство в получении рабочих продуктов. В данных случаях рабочими продуктами будут - пловец кролем в случае плавания, и бухгалтерский баланс в случае применения практики бухучета. На этом этапе приходиться инвестировать значительное время, чтобы перевести знания из правого спектра в автоматизм левого спектра формальности мышления. На этом этапе сила первоначальной мотивации может угасать, поэтому нужно быть готовым к неудачам и поэтому иметь внутреннюю мотивацию, чтобы продержаться то время, которое запланировано до получения положительного результата. В этом случае может быть стальная внутренняя мотивация, например, пережитая в детстве нужда/бедность, которая заставляет идти к своей мечте несмотря ни на что. Но также может быть придуманы внешнее стимулы. Например, специальным образом собранная социальная среда в виде групп единомышленников, видео подкастов по теме, а также поощрение себя ужином в ресторане или покупкой за инвестированное время и исполнение плана.

Третий этап - "Хочу". Не путаем желание попробовать заняться новой деятельностью с осознанным результатом инвестированного времени. Истинное желание "хочу" часто возникает после получения положительного подкрепления. Это может быть внутреннее ощущение самоуважения и получения радости от потоковой деятельности, или внешнее признание, поощрение, оплата. Но в том и ином случае необходимо продемонстрировать мастерство, поэтому обычно этап "хочу" следует после этапа "могу". На этом этапе мы может говорить, что у вас появился еще один "интерес", то есть какая-то новая характеристика вашей жизни. Вы время от времени получаете потоковое переживание, когда занимаетесь этой деятельностью.

Четвертый этап - "Не могу не" или не могу не делать. Это означает, что данная деятельность становится обязательной в вашей жизни и вы не можете без нее жить. Радость потоковых переживаний высока, и вы их получаете, занимаясь данной деятельностью. Вы постоянно совершенствуете свое мастерство, повышая сложность решаемых задач. Это хорошее состояние, однако тут есть одно предостережение: нельзя становиться заложником одной такой деятельности. Желательно иметь несколько увлечений, чтобы время от время переключаться между ними и не потерять связь с реальностью. О том как заканчивают свою жизнь чрезмерно увлеченные одной деятельностью люди хорошо описано в романе Владимир Набокова "Защита Лужина".

Эта модель стадий постановки привычки может подойти не всем, каждый может усовершенствовать ее или создать свою модель, которая поможет возможные интересы перевести в привычку. 

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 2.