Личная образовательная траектория

Личный взгляд на образование – это ответы на вопросы: Зачем мне учиться? Чему учиться? Как учиться? Результатом образования является жизненное мастерство или способность человека осознанно влиять на свою жизнь. Счастье и успех - это рукотворные процессы, а жизненное мастерство - это способность их создавать. Каждый желает обладать средством достижения счастья и благополучия, достигать всего хорошего и устранять все плохое. Вот такое средство мы будем называть жизненным мастерством, причем оно позволяет разобраться что такое хорошее и плохое, а также помогает саморазвиваться.


Личный взгляд на образование – это ответы на вопросы: Зачем мне учиться? Чему учиться? Как учиться?

Ответ на первый вопрос достаточно прост, но для осознанного обучения его нужно проговорить. Тем более, что для многих молодых людей он неочевиден в силу того, что под обучением они воспринимают навязанный процесс с не всегда понятным результатом. Главный ответ на вопрос "зачем учиться?" мы уже дали, когда говорили про развитую цивилизацию и про достижения человека, который создал абстрактный мир. Этот абстрактный мир постигает каждый человек, если он не хочет оставаться только в животном мире, а в современных условиях - если не хочет оставаться потребителем. Образовывается человек постоянно, но либо человек ставит для себя главной целью осознанное обучение, либо его будет образовывать окружающая социальная среда. В последнем случае вряд ли можно будет почерпнуть все плюсы прогресса цивилизации, но в голове потребителя (а не деятеля) и его жизни будут все минусы прогресса, о которых шла речь в прошлой главе.

Результатом образования является жизненное мастерство или способность человека осознанно влиять на свою жизнь. Счастье и успех - это рукотворные процессы, а жизненное мастерство - это способность их создавать. Каждый желает обладать средством достижения счастья и благополучия, достигать всего хорошего и устранять все плохое. Вот такое средство мы будем называть жизненным мастерством, причем оно позволяет разобраться, что такое хорошее и плохое, а также помогает саморазвиваться.

Жизненное мастерство - это главная ставка человека на будущее. И эта ставка для каждого человека высока. В целом, человечество приспособится к будущему и не проиграет в любом случае, но для каждого отдельного человека багаж мастерства значительно влияет на всю его жизнь. Жизнь каждого человека может поменяться случайным образом, но жизнь деятеля может меняться за счет постепенного и осознанного развития жизненного мастерства.

Обычный человек не знает, чему учиться. Нигде этому выбору осознанно не учат. А те, кто имеют личный взгляд на то, какие знания и навыки пригодятся в жизни, обычно ссылаются на исследования о будущем или воспроизводят сложившиеся стереотипы. Ни в том, ни в другом случае, человек не может провести анализ и выработать личную траекторию развития. При этом, осознанное обучение сложным дисциплинам обычно связывается с получением профессии. А обучение нерабочим вопросам происходит неосознанно с учетом багажа полученных профессиональных знаний и жизненного опыта. Часто человек даже не задумывается над тем, чтобы развивать свои способности решать разные жизненные вопросы, он просто живет и учится жизни преимущественно методом проб и ошибок. Хотя задачи воспитания ребенка и саморазвития, обучения горным лыжам и плаванию, выбора профессии и семейной жизни имеют общие подходы с задачами разработки ИТ-системы или создания автомобиля.

Чтобы конкретному человеку понимать, чему учиться, необходима соответствующая картина мира. Нужны модели, которые помогут учесть все аспекты текущего развития человека и позволят ему самостоятельно вносить корректировки при изменении в мире. Одну из таких моделей: "Человек как платформа" - мы обсудим в этой главе.

Кроме того, мы обсудим ряд моделей, таких как: "Спектр формальности мышление", "Стадии обучения" и "Стадии постановки привычки", которые помогут ответить на вопрос "как учиться?". Каждый учится жизни на своем примере, и это - правильно. Кто-то не захочет заморачиваться сложностью обучения трансдисциплинам, кто-то сольется раньше, чем начнет получать положительный результат от постановки прикладных практик. Чтобы понять, как меняется мышление человека и формируется мастерство, необходимы модели, которые позволят осознанно подойти к выделению времени на изучение теорий и овладению технологиями, а также к пониманию своих желаний и состоянию оптимального переживания (потока).

Жизненное мастерство может сформироваться неосознанным образом как у большинства людей, а может быть предметом осознанного саморазвития. Обсудим модели, которые объяснят, как происходит обучение, разложат жизненное мастерство по частям, что поможет человеку самостоятельно формировать и корректировать личную образовательную траекторию.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 2.