Разбираемся с понятиями жизненного цикла и работ

В тексте главые "Гибкие методологии управления жизненным циклом и управление кейсами для управления работами" учебника по системному мышлению, написано, что необходимо отличать следующие понятия:

  • Управление жизненным циклом
  • Виды/модели жизненнного цикла (все это про способы прохождения альф по типовым практикам разработки), например:
    • Водопад
    • Спиральный жизненный цикл
    • Параллельная инженерия
    • Гибкие методы (agile)
  • Управление работами
  • Методы управления работами, например:
    • Управление программами
    • Управление проектами
    • Управление кейсами
    • Процессное управление
  • Методы планирования работ (в рамках управления работами), например:
    • Метод критического пути или критической цепи для планирования работ в управлении проектами
    • Канбан в управлении кейсами

Не уверен, что разница между этими понятиями хорошо уложилась в моей голове, поэтому берем в руки мышление письмом и начинаем разбираться. Итак.

Управление жизненным циклом
Управление жизненным циклом - это управление выполнением практик, то есть определение, какие практики должны быть выполнены и в какой последовательности, чтобы система была создана. Это логическое планирование, функциональное рассмотрение.
Это полуинженерная-полуменеджерская практика. Отвечает на вопрос "как работают системы в обеспечении, чтобы на выходе получить успешную систему".
При этом управление ЖЦ не отвечает на вопросы "когда" (операционное) и "кто" сделает работу. Отвечает на логическое "когда" - разрабатывать после сбора требований. На операционное кто, когда отвечает управление работами.

Виды/модели жизненнного цикла
Вспомним, что модель - это описание реальности, исключающее что-то неважное для целей описания.
Отсюда модель жизненного цикла - это описание самого важного о том, как определять, какие практики должны выполнены и в какой последовательности, чтобы системы была создана. Раз существуют разновидности моделей, значит, они кем-то созданы, кем-то использовались, т.е. они культурно-обусловлены.
Тогда можно сказать, что виды/модели жизненного цикла - это культурно-обсуловленные подходы к управлению жизненным циклом.
Проверим, насколько такое определение ложится на реальные виды/модели управления ЖЦ.
Водопад. Это устоявшийся (культурно-обусловленный) подход к определению, в какой последовательность должны выполняться практики. Все практики выполняются друг за другом.
Спиральная модель. Это устоявшийся (культурно-обусловленный) подход к определению, какие в какой последовательности должны выполняться практики. Практики выполняются друг за другом в рамках одного витка спирали. При рассмотрении всей спирали (всех витков) видим, что одна и та же практика может выполняться много раз в рамках проекта.
Итого, в моем понимании, вид/модель жизненного цикла - это культурно-обусловленный подход к определению практик и последовательности их выполнения для создания системы.

Управление работами
Управление работами (operation management, управление операциями) - занимается управлением выделения ресурсов для прохождения всех контрольных точек в срок и в соответствии с бюджетом.
Управление работами фокусируется на увеличении прохождения работ через предприятие. Оно абстрагируется от инженерного "как сделать работу", но фокусируется на быстроте и дешевизне выполнения работ.
Управление работами ведется по контрольным точкам. Это не гейты, как в водопаде. Прочие работы не останавливаются, если не пройдена контрольная точка. Просто максимум усилий направляется на то, чтобы выполнить контрольную точку.

Методы управления работами
По аналогии с управлением ЖЦ и моделями ЖЦ, методы управления работами - это устоявшиеся подходы к управлению работами. То есть это устоявшиеся подходы к тому, (1) как будут назачаться ресурсы для прохождения контрольных точек, (2) как будет определяться, какие вообще будут контрольные точки, (3) как будут определяться сроки контрольных точек.
Например, в классическом проектном управлении все контрольные точки известны заранее, все работы известны и их можно предварительно спланировать (определить, назначить срок, назначить ресурсы) на весь проект.
В управлении программами контрольные точки заранее неизвестны, и планируются по мере их выявления. При выявлении контрольной точки инициируется проект по ее достижению, работы которого управляются уже методом классического проектного управления.
Применять тот или иной метод управления работами, значит планировать работы и отслеживать статус работ/проекта согласно каким-то практикам данного метода управления работ.

Метод планирования работ
Не могу сказать, что хорошо разобрался с этим. Но, полагаю, это про приоритезацию работ, про решение о том, какие работы делаем в первую очередь, какие работы делаем сейчас, а какие потом.
Но, может быть, вы подробнее сможете написать о методах планирования работ? :)

Что-то мне кажется, что не везде я прав в этой статье. Лучше почитайте Церена - https://blog.system-school.ru/2020/12/03/ponyatiya-zhiznennogo-czikla/