Внимание - главный ресурс современности

Внимание каждого человека с развитием технологий стало главным ресурсом, за который борются все со всеми. За обращенное внимание в виде клика в интернете платят немалые деньги. Еще вчера считалось, что за своего потребителя бьются между собой БМВ и Мерседес, но сегодня автоконцерны конкурируют за внимание потребителя с поставщиками бытовой техники, с магазином Ашан, с политиком Навальным. И Школа системного менеджмента тоже борется за внимание человека, который хочет усилить интеллект, но он также является избирателем, покупателем продуктов, техники и автомобилей. У человека есть ограниченный ресурс внимания, который он может потратить на что угодно. Если человек целенаправленно не распоряжается своим временем и вниманием, то он становится легкой добычей поставщиков доступного и красивого контента.


Внимание каждого человека с развитием технологий стало главным ресурсом, за который борются все со всеми. За обращенное внимание в виде клика в интернете платят немалые деньги. Еще вчера считалось, что за своего потребителя бьются между собой БМВ и Мерседес, но сегодня автоконцерны конкурируют за внимание потребителя с поставщиками бытовой техники, с магазином Ашан, с политиком Навальным. И Школа системного менеджмента тоже борется за внимание человека, который хочет усилить интеллект, но он также является избирателем, покупателем продуктов, техники и автомобилей. У человека есть ограниченный ресурс внимания, который он может потратить на что угодно. Если человек целенаправленно не распоряжается своим временем и вниманием, то он становится легкой добычей поставщиков доступного и красивого контента. 

Каждый поставщик контента стремится завладеть вниманием потребителя, чтобы заложить в него определенную картину мира, которая в нужный момент будет востребована. Например, в тот момент, когда станет вопрос о покупке автомобиля человек будет оперировать теми картинами мира, которые уже помещены в его голову. Еще до покупки авто у потребителя формируются понятия, критерии, шаблоны и модели поведения. Автопроизводитель как заправское учебное заведение обучает своего потребителя, хорошо понимания его текущий уровень развития и уже заложенные картины мира. Но чтобы начать обучение и положить в голову потребителя нужные знания необходимо сначала выиграть конкуренцию за внимание у других поставщиков контента.

Если человек не управляет своим вниманием, то значит его вниманием управляет социальная среда, которая поставляет понятные человеку шаблоны. Сформированный в общественном сознании культ потребления дает простой и понятный шаблон для принятия решений в повседневной жизни. СМИ и интернет пестрит простыми картинами мира, изучив которые каждый считает себя специалистом по мировой политике, экономике, вирусам, обучению или космосу. Мама подскажет что надеть в школу, а далее - на работу. Блогер или психолог тоже готовы дать инструкции на все случаи жизни. Не нужно каждый раз думать, быстрое мышление вовремя находит заранее загруженную простую картину мира или можно спросить кого-то рядом дать шаблонный (понятный) ответ. Так человек попадает в зависимость от социальной среды и, если оказывается перед нерешаемой проблемой, то не может самостоятельно найти выход, потому что черпает информацию из тех же самых источников, которые привели его к зависимости. Не осознавая человек на автомате, пользуется чужими картинами мира, но не способен самостоятельно создавать картины мира по своим уникальным жизненным обстоятельствам вопросам или рабочим проектам. Поэтому, когда обыватель сталкивается со сложностью, то заменить неработающие простые модели ему нечем.     

Попасть в зависимость от социальной среды несложно, даже зная о такой зависимости. Мозг постоянно желает и потребляет информацию, и причем из всей информации он выбирает ту, что касается выживания, а в ином случае ту, что больше привлекает и проще достается. Эти заложенные природой алгоритмы используют поставщики контента, которые умеют красиво подать "жизненно важный" материал с доступной для человека картиной мира.  Не клюнуть на такое невозможно, да и сложно разрушить сложившиеся автоматизмы. Например, трудно отказаться от рекомендаций мамы, которая желает для ребенка только хорошее, а потому подсказывает каждое решение или действие.

Как стать хозяином своего внимания? Человек может научиться управлять своим вниманием: фокусировать его, удерживать, восполнять и т.д. И делать это на разных промежутках: от момента, минут, часов до жизни в целом. Подконтрольное человеку внимание не допустит манипуляций из внешней среды, но наоборот, позволит отбирать необходимые знания и картины мира. Внимание человека должно распространяться на то, какую информацию потребляет человек и из каких источников, какие эмоции испытывает и какие роли играет человек, какие у человека привычки и как их улучшать, как человек учится и как отдыхает, какие цели ставит и как их достигает. Об управлении вниманием мы поговорим в третьем и четвертом разделе книги/онлайн-курса "Введение в системное мышление".

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление».