Нет ничего практичней хорошей книги, нет ничего теоретичней хорошего курса

Вот что меня сильно расстраивает в том, куда катится массовое образование, так это напор на практичность в ущерб теории. Все рекламы курсов предупреждают в первых строках о том, что "никакой теории, у нас только сплошная практика" -- я читаю это так, что "никаких достижений цивилизации, университетов, длинных цепочек аргументации: у нас строго уровень ПТУ: к токарному станку, восемь приёмов по трём принципам -- и тренироваться, тренироваться". Для меня уход от длинных цепочек объяснений (той самой теории) в образовании -- это путь к деградации от инженеров к практичным рабочим, от учёных к практичным лаборантам, от менеджеров к клеркам.

Это нужно учитывать при разговоре про книги и курсы: даже если содержание книги и курса одинаковы, за исключением упражнений (которые в курсе есть, а в книге их нет), курсы перестали восприниматься как источник знаний -- а только как источник умений-без-знаний! Когда говоришь о каком-то курсе, то ещё лет пять назад предполагалось, что на курсе ты получишь в голову какой-то набор понятий предметной области курса, и умение как-то рассуждать в этих терминах, строить аргументацию, ориентироваться в ситуации. Сегодня курс рассматривается только как место, где (чудесным образом перепрыгнув через знания) ты получаешь прикладные умения -- но не понятийный аппарат, не умение рассуждать и думать.

Для меня это оказалось неожиданной проблемой в коммуникации, ибо я выпустил одновременно книги и онлайн-курсы, отличающиеся наличием в курсах интерактивной "рабочей тетради" из кейсов и упражнений (в книгах упражнений нет):
-- "Образование для образованных 2020" (книга https://ridero.ru/books/obrazovanie_dlya_obrazovannykh/, курс https://system-school.ru/uptodate),
-- "Системное мышление 2020" (книга https://ridero.ru/books/sistemnoe_myshlenie/, курс https://system-school.ru/systems-thinking).

Выяснилось, что большинство моих собеседников не считают, что из курса можно почерпнуть знания о предметной области усиления интеллекта (в "Образовании для образованных"), предметной области системного мышления. Знания о тамошних понятиях, типах рассуждений, основных принципах, культурном контексте, литературу для дополнительного изучения мои собеседники ожидают получить только от книги. В культуре именно книга источник знаний, источник теорий! От курса же ожидают "практичности", то есть "дайте, дяденька, пять приёмов системного мышления, которые немедленно помогут мне в указанных мной ситуациях". Курсы в народном мнении -- это про умение решать типовые задачки (и отчасти распознавать ситуации применимости типовых решений), а книги -- да, это фундаментальное образование, они учат рассуждать и прочищают мозг, но неприложимы к жизни. Курсы мозг не прочищают, курсы зато приложимы к жизни -- вот такая народная онтология образования в 2020 году.

"Нет ничего практичней хорошей теории" раньше как-то говорилось про теории-книги, а теперь надо сочинить и противоположное "нет ничего теоретичней хорошего курса", ибо в курсах уже не ищут глубокого содержания. В них ищут набор рецептов для конкретных затруднений, а не передачу способа мышления в широком классе ситуаций. По формам обучения пролегла пропасть, текущее верование сродни религиозной вере: "нет ничего практичней хорошего курса, а за теорией обращайтесь к книгам". При таком подходе жаждущие знаний читают книжки и не проходят курсов (книжки для души ведь, а не для употребления в дело), а жадущие умений идут на курсы и не читают книжки (ибо теория для души, а нам тут надо делом заниматься).

Как я с этим работаю? У меня ведь и курсы прочищают мозг, и книги приложимы к жизни -- но не объяснишь, что содержание образования одно и то же, разница только в упражнениях! ОК, я в книге и курсе начал ссылаться на них как "книга/курс", а в текстах даю знать, что есть и книга (то есть описана предметная область) и курс (то есть этот материал приложим к жизни) -- привожу ссылки на обе формы. Не знаю, насколько это помогает, и насколько понятно.

Но с этой "практичностью образования" проблемы ещё будут, и немаленькие. Одна надежда на то, что в какой-то момент этот маятник качнётся таки в обратную сторону, и про теории/модели/объяснения ещё вспомнят, не будут ограничиваться только регламентами/рабочими процессами/инструкциями по выживанию.

Источник: блог А.Левенчука