Общепризнанно, что мечта – это нечто призрачное, иногда чудесное или кажущееся невыполнимым. Под целью понимают нечто конкретное и осязаемое.
Призрачность мечты - отсутствие связи с физическим миром. Мечта не отождествляется с конкретным объектом в нашем физическом мире. Например, мечта разбогатеть. Мечтающий может смутно поначалу представлять, что это означает в деталях и какие объекты в физическом мире этому соответствуют. Но если задать наводящие вопросы, то человек начинает перечислять физические объекты и представляет себя самого себя в "мечтах". Поэтому, на этой стадии воображения, мечта уже конкретно воплощена в физическом мире. Например, мечтаю об автомобиле Lamborghini Aventador. Некоторые профессиональные мечтатели даже используют практику визуализации, постоянно представляя, как управляют этим авто. Можно до мельчайших подробностей представлять мечту в физическом мире будущего. Однако в настоящем времени не знать как ее достичь.
Таким образом, мечта либо физически не представлена в будущем, либо мечта имеет физическое воплощение, но из сегодняшнего дня непонятно как оно появится в будущем.
Опираясь на кратко сформулированное понимание мечты, резонно сказать, что цель обязана иметь физическое воплощение. Постановщик цели понимает как ее достичь. То есть запланирована организационная деятельность: процесс, технологии, ресурсы, время, люди. Подготовлены необходимые рабочие описания: планы работ, проектная документация, инструкция, стратегия.
Вспомните процесс постановки личных целей или тех целях, которые ставит руководство компании. Многие такие цели не достигаются по следующим причинам:
- нет представления или отождествления формулировки цели с результатом в физическом мире. Например, часто бизнес цели - увеличить прибыль на 10% к 1 апреля или захватить 10% долю рынка в следующем году, повысить производительность сборочной линии на 20% в течение следующего квартала.
- постановщик цели заканчивается моментом достижения цели, он не думает что будет после этого. Тем не менее, главное начинается как раз после этого. Ставим цель – поступить в следующем году в МГУ на юрфак, бросить курить с ближайшего понедельника или похудеть на 10 кг к пляжному сезону. На достижение таких целей не жалеют никаких сил, средств и хитростей. Но если не продумать дальнейшие стадии, то усилия будут насмарку - из университета отчислили, привычка курения и вес вернулись.
Порассуждаем по этому поводу. В корпоративном мире давно перешли на постановку целей по принципу SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound). Написано много книг о том, как правильно ставить SMART-цели. Разработаны многочисленные методики и постоянно появляются лучшие практики (best практики).
Однако, принцип SMART не уберегает от постановки целей, из которых непонятно что же поменяется в физическом мире.
Хочется назвать такие цели "бумажными", так как непонятно что за ними стоит в физическом мире. Если поставить "бумажную цель", то планы, стратегии, работы и т.п. будут также недостаточно связаны с физическим миром. "Бумажная цель" достигается исключительно по бумажным отчетам, и это не приводит к изменению в деятельности предприятия. Прибыль увеличилась на бумаге, но при этом еще и инвестиции уменьшились. В итоге цель достигнута, но в реальности ситуация не изменилась. Когда ставится "бумажная цель", тогда организационная деятельность подчас концентрируется на достижение интересов отдельных лиц, а не всех стейкхолдеров. А ведь последнее - незыблемое правило системной инженерии: успешная система - это система, в которой учтены интересы всех заинтересованных лиц.
"Бумажные" цели скорее отражают пожелания отдельных заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Например, увеличение прибыли заботит менеджера или предпринимателя. Поэтому подобные "бумажные цели" – это пожелания только этих конкретных заинтересованных лиц. А что же с остальными? Такая проверка на «бумажность» цели помогает понять, что будут не учтены интересы других заинтересованных лиц.
Почему еще необходимо разбираться с тем, что должно измениться в физическом мире и планировать полный жизненный цикл, а не только до достижения цели?
Нет ничего хуже для экономики предприятия, когда планируемая организационная деятельность является напрасной. Планы, стратегии, концепции и т.п. будут написаны исходя из "бумажной цели". Они будут хороши для отчетов, но не для изменения мира. В этом кроется фундаментальная проблема почему даже правильно сформулированные цели по SMART не являются панацеей или почему их достижение не меняет качество жизни или работы.
Вышеизложенные аргументы приводят к тому, что цель будет продуктивной, если будет формулироваться исходя из создания определенной системы. Ее еще называют "целевой системой". Например, цель – это создание к 1 апреля новой маркетинговой системы предприятия. В процессе описания данной системы определяются интересы всех заинтересованных лиц, требования к этой системе, ее основные части и т.п. Система должна удовлетворить одно из требований руководителя - увеличить прибыль на 10%. Но именно одно из требований, и уж точно не цель. Можно детально представить эту маркетинговую систему путем перечисления объектов, которые в нее войдут. Это и сами маркетологи, рабочие места, конкретные используемые технологии и т.п. Организационная деятельность по созданию системы будет в обязательном порядке рассматривать не только стадию создания, но и подробнейшим образом будет описана стадия эксплуатации.
Подведем итог разделения понятий - мечта и цель. Цель - это создание конкретной целевой системы. И далее обсуждения по достижению цели ведем с точки зрения инженерного системного подхода. Понимаем, что есть этапы создания этой системы, а также понимаем, что нужны технические и организационные средства для ее проектирования, создания и эксплуатации. Мечта же – это то, что не сформулирована как целевая система. Мечта может быть первой стадией цели, которую можно назвать "замысливание или мечтание". А далее, если вы пойдете инженерным путем, то обязательно будет успешное воплощение мечты в физическом мире.