Практикум. Неделя 1. Записки С лекции о системном мышлении

Как прекрасен этот мир! Но как же именно он прекрасен и на сколько?

На первой лекции практикума одним из первых слайдов шел вопрос как человеку удалось стать самым развитым существом на планете. Честно говоря, четкого ответа у меня не было. Куча факторов на анализ которого потребовалось бы историческо-биологическое исследование. Но это меня мало заботит! Я рад принадлежать к виду самых развитых существ!

Более того, пока вычислители с ИИ не стали биологическими, к "существам" их не отнесут, и лидерство человека среди существ будет продолжаться. 

Но для осознания собственной развитости мне требуется понимать, что есть некая шкала развитости и представлять то место, где я на ней нахожусь. 

Думаю, даже, не шкала, а многомерное пространство с шкалами по разным направлениям развития.

Надеюсь по каким то шкалам мне тут удастся сделать движение в положительную сторону)))

Модели и системы 

Развитие в нашем социуме понимается как движение от ненаучного объяснения картины мира к научному. Образование дает понятие о применении теоретического аппарата для описания физического мира. То что могло быть объяснено через истории, легенды и суеверия получает объяснения через операции с причинами для получения следствий. 

При этом теории могут отличаться, но иметь примерно одинаковый результат. Чем выше вероятность совпадения теоретического результата с фактом, тем лучше теория.  

Теории оперируют моделями реальности, причем для одной и той же вещи или процесса в реальности могут быть нужны разные предсказания и, соответственно, разные модели. Подобные модели разрабатываются и используются разными людьми. С разных сторон рассмотрения наблюдатели видят свою "картину мира" и объясняют ее в разной терминологии. 

Исследователей мира заботят вообще разные вещи!!! 

Большинство исследований на своей первой стадии имеют цель объяснения происходящего. Развитием исследования может стать теория, которую можно использовать как модель для дальнейшего предсказания поведения объекта. Но вот проблема, объект может описываться несколькими моделями и чтобы получить совокупную модель нужно найти точки соприкосновения имеющихся моделей, правильно оценить их взаимовлияние, попытаться, возможно, упростить то, что в итоге получилось. Системное мышление позволяет собирать разные картины мира и связывать их воедино. 

Человечество разработало множество дисциплин содержащих теории, описывающие физический мир. Дисциплины не обязательно разрабатывают собственный понятийный аппарат, а могут заимствовать его у вышестоящих трансдисциплин.  Системное мышление, например является трансдисциплиной по отношению к таким дисциплинам как предпринимательство, инжененрия, менеджмент. Т.е. эти дисциплины могут использовать понятия из дисциплины "системное мышление". Для системного мышления трансдисциплиной будет онтологика. 

Для реализации идеи в физическом мироме используется метод или методология, состоящая из практик, являющихся сочетанием применения знаний из некой дисциплины с технологией, т.е. с принципом выполнения процесса. Реализацией практики в физическом мире является рабочий продукт.   

Таким образом, Человек разрабатывает теории, методы и модели, описывающие физический мир, и затем на их основе создает системы находящиеся в реальном мире.  

Использование моделей, теорий и практик призвано сократить количество ошибок при создании систем по сравнению с созданием систем по наитию.

Качества создателя системы и их развитие 

Для создания систем от их создателя требуется мастерство собранности, мыслительное мастерство и жизненное мастерство 

  • Мастерство собранности базируется на умении управлять вниманием, развиваться, расширять кругозор, усваивая новые сложные теории. 
  • Мыслительное мастерство - интеллект - позволяет решать новые задачи. Разделяется на ролевое мастерство и методологическое мастерство: онтологическое и коммуникативное мышление, научное и вычислительное мышление, системное мышление.  
  • Жизненное мастерство включает мастерство в прикладных дисциплинах, прикладных практиках. 

Создатель систем должен иметь интеллект, способный осуществлять процесс мышления. 

Под интеллектом будет пониматься часть мозга, отвечающая за научение новому мастерству и подъем уровня в знакомом мастерстве. Мышление - это поведение интеллекта, его работа по овладению новым мастерством. 

Развитие интеллекта может быть обеспечено путем увеличения собранности и изучения новых задач. Осознанный вариант развития интеллекта - изучение трансдисциплин и применение полученных знаний в реальных проектах: 

  • Онтологика и коммуникации 
  • Научное мышление 
  • Системное мышление 
  • Вычислительное мышление 
  • Системная инженерия, системный менеджмент, системное предпринимательство. 

Нужно следить за современными лучшими трансдисциплинами и обязательно применять их на практике. 

Необходимыми требованиями к мыслителю для осуществления процесса системного мышления будут: 

  • Собранность; 
  • Требования к мышлению: абстрактность, адекватность, осознанность, рациональность; 
  • Онтологика и коммуникации 
  • Ролевое мастерство. 

При изучении нового материала с целью своего развития следует осознавать какое свойство развивает изучаемый материал.  

Для создания прикладного продукта создатель использует виды мастерства: 

  • Мастерство собранности 
  • Мыслительное мастерство (основано на мастерстве собранности) 
  • Прикладное мастерство (основано на мастерстве собранности и мыслительном мастерстве) 

Язык системного подхода, важность и не важность терминологии 

Часто люди используют разные слова для обозначения одного и того же. Терминология не столь важна при обсуждении если обсуждающие понимают что имеют ввиду, но важна при документировании. Также терминология демонстрирует роль человека в процессе и позволяет сориентироваться при подаче ответной информации. 

Изучение системных понятий необходимо для формирования способности описать систему. 

Развитие практики размышления 

Самой продуктивной практикой развития навыка размышления является размышление письмом. При размышлении письмом из абстрактного представления мысль переносится в физический мир. При пренесении мысли в физический мир посредством письма производится развитие вычислительного мышления. Эффективно думать  в виде письма. 

Возможно мышление проговариваем, но мышление письмом эффективнее.

Области интересов 

Следует отделять такие понятия как : 

  • Области интересов 
  • Системные уровни 
  • Цепочка обеспечения 

Можно выделить следующие области интересов: 

Инженер - из компактного описания создает материальный объект; 

Менеджер - следит за потоком ЖЦ системы, ускоряет и не дает останавливаться, повышает эффективность системы и прибыль; 

Предприниматель - находит потребителей с проблемой, берет ресурсы чтобы сделать продукт, решающий проблему; 

Системный подход 

Системное мышление - мышление с применением системного подхода. 

Свойства систем: 

  • Целостность - система имеет границы и  связи частей между собой сильнее, чем с внешним миром; 
  • Системный эффект - эмерджентность - свойство, которое компоненты системы по отдельности не проявляют, а проявляют только в совокупности; 
  • Иерархичность - каждый элемент системы может рассматриваться как система. 

Системный подход 2.0 учитывает наличие наблюдателя который влияет на систему или система влияет на него. Обсуждаются системы, которые кому-то нужны или являются частью другой системы. При изучении исследуем частью какой вышестоящей системы является система , а уже потом разбираемся с системой.

По некоторым разделам записок совсем сухо, но, как говорится, было как было) Будет повод потом поупражняться в мышлении письмом. На сегодня все.

Александр, отличный конспект! Все правильно поняли. Поправка есть в части "наблюдателя" в СМ 2.0. Наблюдатель - не является деятелем, его интерес не ясен. Конечно, менеджер или инженер наблюдают, но этим их деятельность не ограничивается. Поэтому просто наблюдателя не учитываем, а выявляем деятельностные интересы.