Частая ошибка у начинающих системных мыслителей – это выбор для первых проб системной мысли предельно сложных случаев, которые будут трудными и для опытных системных мыслителей. Прежде всего это ситуации, связанные с длинными цепочками информационных технологий (когда речь идёт не о физическом мире, а о длинных цепочках описаний, базах данных, компьютерных моделях, неочевидно связанных с физическим миром). В курсе чётко говорится о том, что целевая система должна быть физична. Софт и базы данных этого софта – это описания, и не всегда это описания физического мира, часто это ещё и описания других описаний. Терпения и квалификации распутывать эти длинные цепочки описаний у начинающих мыслителей не хватает, предупреждение об осторожности при работе с айтишными проектами на них не действует.
Частая ошибка у начинающих системных мыслителей – это выбор для первых проб системной мысли предельно сложных случаев, которые будут трудными и для опытных системных мыслителей. Прежде всего это ситуации, связанные с длинными цепочками информационных технологий (когда речь идёт не о физическом мире, а о длинных цепочках описаний, базах данных, компьютерных моделях, неочевидно связанных с физическим миром). В курсе чётко говорится о том, что целевая система должна быть физична. Софт и базы данных этого софта – это описания, и не всегда это описания физического мира, часто это ещё и описания других описаний. Терпения и квалификации распутывать эти длинные цепочки описаний у начинающих мыслителей не хватает, предупреждение об осторожности при работе с айтишными проектами на них не действует.
Это как первоклассник музыкальной школы берёт сыграть на рояле в качестве первой пробы услышанный по радио свежайший оркестровый хит – да, прямо все инструменты в этом оркестре, вот давайте попробуем, ответьте мне, как мне это сыграть сегодня к вечеру! Преподаватель может лишь печально сказать, что сейчас – никак не сыграть. Разбирательство со сложными корпоративными айтишными проектами – худший вариант для начала работы с системным мышлением. Увы, это замечание мало кого останавливает. Но оно есть, вернитесь и перечитайте.
По определению сложны также все оргпроекты, ибо в них задействованы люди. Людей очень, очень трудно моделировать. Нужно иметь определённый опыт для мышления о людях. Тем не менее, большинство первых систем, о которых хотят думать новички в системном мышлении оказываются системами с людьми. Не нужно так! Это слишком сложно! Вы запутаетесь! Первокласснику не нужно брать решать дифференциальные уравнения, ему сначала нужно тренироваться на арифметике!
Если людей очень много (город, страна, общество), то ситуация ещё более сложна в системном моделировании, чем ситуация с предприятием. В предприятии вы ещё сможете на что-то влиять. Если людей много, то возможности целенаправленного действия малы, мышление будет непродуктивно – мышление начинающих системных мыслителей будет изобиловать ошибками ввиду чрезвычайной сложности таких ситуаций. Ведь у множества людей у всех разные предпочтения, они все сами пытаются что-то сделать (а не ждут ваших действий, не ждут, пока вы о них системно подумаете – они не мечтают, чтобы вы планировали их жизнь. Вот и не планируйте!).
Вернитесь и перечитайте эти предупреждения: там, где много информационных технологий и людей (а часто в проекте есть и софт, и люди – причём что-то из этого даже не замечают!), будьте осторожны с первыми примерами системного мышления. Не берите такие примеры. Не начинайте со своего самого запутанного рабочего проекта, вы только разочаруетесь. Если вы вчера начали изучать суахили, не ввязывайтесь в ситуацию синхронного перевода на бизнес-встрече военных с коммерсантами, кроме неприятностей из этого ничего не получится. Подождите, пока вы не достигнете какой-то беглости. Тренируйтесь на более простых проектах, где поменьше информационных технологий и поменьше людей.
Конечно, при этом появляются огромные трудности в организации обучения: у человека максимальные сложности в его текущих проектах, и учит он средство уменьшения этой сложности, но как раз в этот эпицентр сложности с его текущим умением ему попадать нельзя, нужно до этого хотя бы немного потренироваться на более простых примерах!
* * *
Это я потихоньку переписываю "Системное мышление", вписал в текст эту небольшую новую главку. Этот пост от реальной боли: учебник обычно прочтён до конца второй главы и кусочек третьей, и тут берётся какой-нибудь тяжёлый проект корпоративного софта, и прямо с развороту начинается системное моделирование. Да, с прочитанной парой глав учебника, ибо "всё ж понятно". Вот я тут против такого. Текст вставил в первую главу.
Источник: блог А.Левенчука