Системное мышление – позиция «взрослого» в менеджменте

В современной психологии после десятилетий разборов детских травм и поиска выхода там, где его нет, актуальной становится тема волевой саморегуляции взрослой личности. Если коротко, то для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром с взаимовыгодным результатом, нужно понимать, что находится в зоне твоей ответственности (границы и локус контроля), а также быть в адекватном контакте с окружающим миром (фокус внимания и эмпатия).  Учитывая, что все это понятия абстрактного мира, который у каждого в голове свой,  и более того -  в разные моменты времени в одной голове он тоже разный, отличия у действующих лиц в понимании границ, ответственности, оценке действий других  – колоссальное. И результаты сотрудничества не те, что ожидаются.

Аналогичная ситуация и в коллективной деятельности:  команде проекта, работающей в условиях высокой стартовой неопределенности и быстрого изменения внешней среды, нужно осознанно  на каждом этапе проекта:

  • понимать, в чем ее вклад в окружающий мир, в создание ценности – найти целевую систему и свое место в ее создании,
  • удерживать фокус внимания вовне - на интересах внешних проектных ролей, помнить, что они не застывают в камне!
  • определить границы ответственности – границы «своей» системы,
  • удерживать фокус контроля – принимать ответственность за свои действия и их последствия,
  • быть эмпатичными - получать и адекватно реагировать на обратную связь о приемке результата надсистемой.

Звучит это достаточно просто. Но для того, чтобы это обнаружить, как и личности – повзрослеть, нужно дойти до прозрачных стен каждой из дисциплин менеджмента – проектное и процессное управление, управление по целям, ценностям, управление изменениями и рисками, …. Нужно совершить контринтуитивное действие - осознать собственную некомпетентность, и начать искать новое измерение, которое даст инструменты «склеивать» между сбой разнообразные дисциплины, практики и даже картины мира. И тогда - добро пожаловать в системное мышление.

Автор – Сулейменова Алия, студент практикума «Системное мышление».