Компания, в которой я работаю, это крупный системный интегратор со сложной, многоуровневой системой управления. Компания испытывает ресурсный голод в части разработчиков, бизнес- и системных аналитиков, всех ключевых ИТ-специальностей. Этот голод этот вызван не только демографической ямой 90-х., но и тем, что фундаментальное образование в нашей стране как правильно не подкрепляется современными прикладными практиками, которые для ИТ являются критичными.
Ставить прикладную практику начинающим экономистам, логистам и даже преподавателям можно сразу на «боевых данных» и тратить на это больше времени, потому что, как мне кажется, последствия никого качества их рабочих продуктов не так явны. В то же время, невозможно стать врачом без годичной интернатуры. Это же справедливо для начинающих ИТ-специалистов – до того, как они начнут работать с реальными системами, программным обеспечением, менеджмент хочет быть уверен, что они готовы создавать продукт нужного качества. То есть производству нужны не просто владеющий практикой Junior, запрос на Middle. Но где их брать в условиях ужесточающейся глобальной конкуренции и интенсивного роста компании?
Понимая, что ситуация в среднесрочной перспективе не изменится, было принято решение выстраивать внутренние механизмы, чтобы специалисты без опыта могли работать. Большинство крупных технологизированных компаний создают возможности для стажировок студентов и выпускников вузов, и мы (Управление персонала) начали обсуждать это с менеджментом производства. Исходили из предположения, что они однозначно заинтересованы в большем числе годных разрабов и аналитиков. Однако столкнулись с пассивностью и выраженным непониманием коллег. Раньше вряд ли мне удалось понять эту позицию, а сейчас, пройдя треть практикума по системному мышлению, я задалась вопросом: изменилась ли потребность заказчика сервиса Управления персоналом? Нет, не изменилась. Мы должны выдавать годных кандидатов как горячие пирожки в прежнем темпе. В силу внешних причин делать этого не можем, поэтому ищем способы расширения «воронки кандидатов».
То есть мы хотим изменить сервис изнутри, и для этого нам нужны ресурсы производства – наставники для «новичков», разработка обучающих программ, участие в презентационных мероприятиях и т.д. Управление персоналом строит систему для себя! С такой позиции неудивительна пассивность производства. Нам предстоит не просто предложить развивать стажировки, но и доказать, что пришло время менять сервис, вкладывать в него больше ресурсов. Также стоит подумать над тем, какие возможности открывают эти изменения. Например, если кандидаты, прошедшие внутренние образовательные программы, будут адаптированы к условиям компании, это создаст дополнительную мотивацию для производства.
Системное мышление дает понимание ситуации, которое не пришло бы без выделения системных уровней и понимания интересов на каждом из них, а также показывает, какие шаги нужно предпринять для построения «своей» системы.
Думаю, что надо предлагать производственным блокам различные модели образовательных программ, максимально приближенные к их "болям" (а в каждом блоке они разные), с детальным расчетом стоимости "конечного продукта" - нанятого сотрудника.
Будем обсуждать в рабочей группе и искать новые варианты продвинуть идею заказчику уже с точки зрения реинжиниринга сервиса.
Автор – Сулейменова Алия, студент практикума «Системное мышление»