Говорят, что человека нельзя научить, он может только научиться. Галилео Галилею приписывается такая фраза "Человека нельзя ничему научить. Можно только помочь ему открыть это в нем самом". Принимая такой подход невозможно мыслить о школе как о поставщике образовательного продукта. Школа становится поставщиком многочисленных сервисов для человека, который хочет научиться.
Вопрос: каких сервисов? Чтобы ответить на этот вопрос требуется определить роли, которые играет человек, чтобы научиться новой компетенции. Чтобы стать менеджером или инженером, пловцом или танцором человек сначала исполняет роль ученика. Изучается дисциплина в виде понятий и моделей (картин мира) с помощью которых мыслит специалист. Для этого задействуется правый спектр мышления человека (медленное мышление по Канеману). Далее требуется исполнить роль практикующегося. За счет регулярных тренировок и применения знаний дисциплины в реальной жизни (то есть ставя шкуру на кон) достигается интуитивная беглость. Компетенция переходит в левый спектр мышления (быстрое мышление по Канеману).
Кроме того, от рассмотрения вопроса о целесообразности обучения и до конца обучения человеку придется сыграть и другие роли. Например, роль предпринимателя (выбор куда тратить время и деньги), организатора личного обучения (планирование расписание), мотиватора и, возможно, психотерапевта. Для исполнения этих ролей человек должен до старта обучения владеть первичными компетенциями: управление вниманием, планирование и расписание, психологическое ролевое мастерство (чтобы входить в роль), мотивация, прагматизм, и т.п. Не всегда эти компетенции присутствуют в наличии у конкретного человека, поэтому Школа (Университет) должна учитывать и этот аспект потенциального ученика.
Основная идея состоит в том, чтобы рассматривать Школу как платформу сервисов для помощи человеку играть разные роли, чтобы научиться новой компетенции (список для примера):
- сервис представления образовательного материала: в лице преподавателя или онлайн-курса, но в обоих случаях ученику преподается дисциплина в соответствии с планом обучения;
- сервис для тренировки (тренажер учебных задач, домашнее задание и тп.);
- сервис обратной связи от преподавателей и комиссии - для проверки и приемки полученных знаний (в системной инженерии говорят про валидацию и верификацию целевой системы);
- сервис организации личного обучения (метод Помодоро, планирования и расписания, напоминания, …) - для вхождения в роль и удержания внимания от момента до времени полного обучения;
- сервис просвещения - для перевода из неосознанной некомпетенции к осознанной некомпетенции, то есть привлечь внимание человека к новому знанию и озадачить;
- сервис доступа к учебным материалам (видео, презентации, литература и т.п.);
- сервис мотивации (постановка хороших привычек, устранение негативных (соцсети), социальное обучение, письма, речи, примеры, и т.п);
- сервис по развитию базовых компетенций - постановка систематического чтения, мышления письмом, коммуникации (говорения по моделям изучаемой дисциплины),….;
- сервис тьюторства - для тестирования текущего профиля компетенций и рекомендации образовательной траектории (направление для создания искусственного интеллекта).
Человек берет (получает доступ, покупает) курсы как совокупность сервисов. Конкретные сервисы в каждом курсе зависят от человека и от компетенций, которые преподает школа. Поэтому в идеале курсы и сервисы должны адаптироваться под человека, под личный опыт. За счет совокупности сервисов Школа помогает человеку с удовольствием и с большей эффективностью исполнять роли для тренировки своей нейронной сетки. Сервисная модель Школы позволяет также "предоставлять" сервисы и другим проектным ролям, но уже внутренним, то есть со стороны Школы. Например, сервис организации обучения (подбор площадок, кофе-брейки, чек-листы, видео, чаты, хранение и тп.) необходим для внутренних ролей школы (администратор, преподаватель, маркетолог, и т.п.). Также требуются сервисы для исследователей, методологов и разработчиков курсов, популяризаторов, волонтеров, стажеров и т.п.
Все это накладывает отпечаток на архитектуру предприятия (школы как предприятия), на то как должны быть выстроены организационные процессы, ИТ-системы, процесс обучения и т.п. Вот таким образом развиваем Школу системного менеджмента.