Телесная осознанность — это присмотр за вниманием в кинестетическом восприятии:
- ощущения от двигательной/мышечной работы. Постановке внимания к телу под присмотр осознанности можно учить, это тренируемый навык. Тренинг системного фитнеса[1] (fitness — готовность к действию) даёт осознать, что ощущения от работы мышц есть, тренирует внимание к этим ощущениям от локальной концентрации в проблемном мышечном объёме до деконцентрации на всём объеме тела. Это нужно, чтобы обнаружить проблемные ощущения или наоборот — места, где никаких ощущений нет, и поэтому нет осознанности в управлении усилиями в проблемном месте. Чтобы что-то в теле обнаружить, нужно внимание деконцентрировать на всё тело, а чтобы что-то в теле изменить — внимание на этом нужно сконцентрировать. Работа с телом становится предметом обсуждения как с собой, так и с окружающими. При этом нет перевода ощущений на словесный язык, но предлагаются специализированные приёмы для решения этой проблемы коммуникации по поводу ощущений — набором упражнений вызывается ощущение (например, обмякание каких-то мышц), его стабилизируют, генерализуют на разные варианты, запоминают обобщённое ощущение и называют отдельным термином. Дальше в коммуникации можно использовать этот термин, например говорить «обмякание» про абсолютно уникальное внутреннее ощущение — но понимание при этом будет достигнуто, ибо речь будет идти о ровно том ощущении, которое было продемонстрировано процедурой, к нему приводящей. Это важная часть системного фитнеса: «объективирование» уникального субъективного восприятия, именование его, и тем самым вывод его в коммуникацию. Это общая черта многих психопрактик: сделать субъективное осознаваемым, выраженным в понятиях, коммуницируемым.
- ощущения от мыслительной работы в части выведения их на уровень осознания и дальнейшей коммуникации. Принцип тут тот же самый, что и при работе с ощущениями от движения тела мышцами. Ощущения (например, ощущение неправильности текста, или ощущение интересности модели) замечаются, затем стабилизируются, из кинестетической модальности превращаются в визуальные образы, для них формулируются понятия, этим понятиям даются имена-термины, а затем проводятся рассуждения с этими понятиями.
Источник: книга А. Левенчука «Образование для образованных 2020».