Театральная метафора

Проще всего обсуждать деятельность как своего рода театральную пьесу, которую разыгрывают по ролям в разных театрах.


Проще всего обсуждать практику/деятельность как своего рода театральную пьесу, которую разыгрывают по ролям в разных театрах. Несмотря на огромную разницу в интерпретации этих ролей актёрами и их режиссёрами в разных театрах, и даже в одном театре в разные дни, всё-таки есть огромный смысл обсуждать сами пьесы («методологическую действительность», methodology realm, действительность деятельности – классы, общее, типовое), а не только их отдельные исполнения («действительность конкретного проекта», endeavour realm, операционную действительность отдельных исполнений работ с конкретными датами и конкретными исполнителями).

Театральная метафора сравнивает деятельность с пьесой, задаваемой сценарием этой пьесы. Сценарий состоит из перечисления действий разных ролей. Пьеса играется много раз, деятельность повторяется много раз – хотя каждое исполнение пьесы и каждое действие в чём-то уникальны, но мышление экономится за счёт «выноса за скобки» всего того, что повторяемо. Знание принципов освобождает от знания фактов (тут можно указать на интересную книгу «Программистский камень»73 – в ней людей делят на «картостроителей» и «паковщиков» ровно на этом основании: строят ли они карту «принципов», или запоминают каждый отдельный встреченный маршрут, т.е. знают много фактов и их «двадцатилетний опыт работы – это однолетний опыт, повторённый двадцать раз»).

Программка в театре содержит важнейшую информацию: «действующие лица и исполнители».

Действующие лица – это вдумчивый Принц Гамлет и безумная Офелия. У них есть своё назначение в пьесе, это ролевые/функциональные объекты.

Исполнители – это весёлый актёр-стажёр Вася Пупкин в утренних спектаклях и мрачный народный артист Василий Петрович Черезколеноногузадерищенский в вечерних спектаклях оба играющие Принца Гамлета, плюс педантичная Елена Ефимовна во всех спектаклях, и она не болеет и не замещается. Исполнители – физические объекты, это люди, играющие роли в пьесе-проекте.

Ролевые/функциональные и физические объекты, которые занимают в пространстве-времени одно и то же место – по Декарту это один и тот же объект. Так что на момент исполнения роли Принц Гамлет и Вася Пупкин – это один и тот же объект. Но мы их всё-таки не должны путать: Принц Гамлет существует только во время спектакля, когда Вася Пупкин играет его роль. А Вася Пупкин существует независимо от этого, и нас мало волнует Вася Пупкин, когда он чихает или звонит по телефону подруге – это не Принц Гамлет чихает и звонит по телефону, это Вася Пупкин в других ролях!

У Принца Гамлета (у роли!) свои интересы – его волнует вопрос «быть, или не быть!». И у него есть предпочтение больше «быть», чем «не быть». Он действует, исходя из этого предпочтения. Принц Гамлет действует, а не Вася Пупкин, и не Василий Петрович Черезколеноногузадерищенский. Действуют не люди, а люди-в-ролях, действуют проектные роли/стейкхолдеры! А люди? Они действуют, играя роли, и только играя роли! Если Вася Пупкин заболел, то это не Принц Гамлет заболел, но это Вася Пупкин стал играть роль пациента в проекте его лечения. И лечат пациента (Васю Пупкина, играющего роль пациента), а не Принца Гамлета. «Пациент» – это имя роли в пьесе/типе проекта «лечение»!

В системном мышлении, когда говорим о ролях, то всегда имеем в виду действующее лицо – Принца Гамлета, роль, функциональный объект. Поведение какого-то человека в системном мышлении – это игра его ролей (их может быть несколько!) в деятельности-пьесе, выполнение его функции, поведение стейкхолдера как человека-в-роли. Системный мыслитель всегда воспринимает прежде всего роль, и уже только потом исполнителя роли – человека-актёра (если только его в этот момент не волнует именно актёрская игра, но и в этот момент он не упускает роль из виду!).

Мы можем потребовать заменить актёра-исполнителя (безвестного Пупкина на талантливого народного артиста Черезколеноногузадерищенского), но обычно не можем потребовать заменить действующее лицо (вместо Принца Гамлета вдруг потребовать вставить в пьесу Бармалея и Бэтмена). Это огромное достижение цивилизации: роли культурно-обусловлены, они знакомы многим людям, про «игру по роли» (инженера, менеджера, предпринимателя, педагога и т.д.) написаны учебники, а исполнители привносят в них личное – и это сливается в одно «исполнение роли».

Источник: учебник А.Левенчука "Системное мышление 2019"