Стартап как дело жизни

Я занимаюсь развитием ШСМ уже более 8 лет, с 2015 года когда предложил Анатолию Левенчуку создать коммерческую школу. Эту деятельность сложно назвать стартапом в том культурном смысле, который сейчас широко распространен. Стартап в массовом сознании ассоциируется с быстрым стартом, кратным постоянным ростом, венчурным финансированием и т.п. У нас такого нет. Многие мои ожидания по поводу развития бизнеса не оправдались. Но мне повезло в другом. ШСМ стало делом моей жизни. Конечно, хорошо чтобы все показатели росли в небо, но если хочешь с нуля создать что-то большое и стоящее, то надо иметь что-то значимое. Какую-то огромную внутреннюю мотивацию и смысл жизни.

У нас нет десятикратного (и в сотни раз) роста в год, но для меня оказалось важнее найти свое дело. И мне вдвойне повезло, потому что это дело может поменяет мир к лучшему. Причем замах сразу на весь мир, хотя реализация будет долгой и поэтапной, а может и за пределами жизни. Внимание сосредоточено именно на этой глобальной пользе, ведь чем она больше, тем потенциально больше выгода. Хотя выгода основателя измеряется, в первую очередь, обретением себя, личным счастьем или смыслом жизни, признанием и социализацией. Это все получается, если удается создать успешные продукты для большого числа людей. Говорить, что “стартапы - это про деньги”, то же самое что утверждать “человек - это про воздух”. Ведь человек не может не дышать, ему жизненно необходим воздух.