Состояния человека: ролевые, эмоциональные и другие


Жизнь человека – это переход из одного состояния в другое.

Системы, роли, состояния

Человека можно представить как систему, но это не одна система, а множество. Например, можно говорить о смартфоне как о системе, но при этом мы можем использовать его как систему “телефон”, или как систему “калькулятор”, или как систему “устройство доступа к интернету”. Отдельно можем поговорить о том, как устроен сам смартфон, и обсудить его физические характеристики.

Точно так же можно рассмотреть человека, обсуждая его биологический организм как систему или выделяя роли, которые он может играть в разных ситуациях. Используя понятие “роль” мы также говорим о системе, но понимая, что это какое-то ролевое поведение системы в какой ситуации (надсистеме). В отличие от организма, все мастерства по ролям, которые исполняет человек, можно объединить в понятие “личность”. Собственно, на человека (или разумный агент) можно условно вниманием разделить на организм и личность.

При ролевом рассмотрении мы обращаем внимание на действия, которые совершает этот объект в какой-то ситуации (надсистеме), и тогда нам важны характеристики этого объекта в действии. Отсюда вытекают понятия роли, функции, метода и другие. То есть объект не меняется, но его ролевое поведение может быть разным.

Однако мы также можем посмотреть не только на действия, но и на само состояние объекта. Возьмем, например, объект “камень”. Это удобный объект, поскольку вы сразу (в отличие от смартфона) не можете ничего сказать о его функциональности или ролях, которые он может исполнять. Тем не менее, камень может быть “молотком” или “пресс-папье”. При этом камень может находиться в разных состояниях.

Можно выделить следующие состояния камня, которые выдал ИИ.

Хотя камни не обладают эмоциями или сознанием, как люди, они могут находиться в различных физических состояниях или проходить через определённые процессы в своём “жизненном цикле”, которые можно сравнить с эмоциональными и жизненными состояниями человека на метафорическом уровне.

Камень может иметь различные состояния, помимо физического состояния целостности. Вот несколько примеров:

  1. Химическое состояние: Это состояние связано с составом минералов, из которых состоит камень. Например, камень может быть в состоянии окисления или гидратации.

  2. Физико-механическое состояние: Это состояние включает в себя такие параметры, как прочность, твердость, пористость и упругость. Эти характеристики могут изменяться в зависимости от условий окружающей среды.

  3. Температурное состояние: Камни могут находиться в различных температурных режимах, что влияет на их физические свойства и поведение (например, при нагревании или охлаждении).

  4. Состояние влажности: Влага может влиять на камни, особенно на пористые материалы. Состояние влажности может варьироваться от сухого до насыщенного водой.

  5. Состояние старения: Камни могут подвергаться процессам weathering (выветривания), которые изменяют их внешний вид и структуру с течением времени.

  6. Эстетическое состояние: Это субъективное восприятие камня, включая его цвет, текстуру и блеск, что может быть важно для декоративного использования.

  7. Состояние загрязнения: Камни могут подвергаться воздействию различных загрязнителей, что влияет на их внешний вид и свойства.

  8. Тектоническое состояние: В зависимости от геологических процессов камни могут находиться в состоянии напряжения или сжатия.

Каждое из этих состояний может оказывать влияние на использование камня в строительстве, искусстве и других областях.

Таким образом, камень может быть метафорой для различных состояний и процессов, через которые проходит человек. Через физические изменения и характеристики камней можно провести аналогии с эмоциональными, психологическими и жизненными состояниями людей. Это помогает глубже понять и проиллюстрировать человеческий опыт через призму природных явлений.

Переход человека из состояния в состояние

У любой системы можно выделить разные типы состояний: ролевые, физические, ресурсные и другие. И даже ролевые состояния системы могут быть разными. Например, есть система “форточка”, но есть её ролевые состояния: “форточка открыта” и “форточка закрыта”. А в другом разрезе чайник может быть одновременно горячим или ржавым. Эти различные состояния систем помогают формально обращать внимание на то, что системный деятель (создатель) посредством каких-то методов переводит другие системы и точно также себя как систему из одного состояния в другое. Какие собственные состояния интересуют деятелей и какие методы выбрать, зависят от него самого.

Применяя теперь к человеку метафору состояния, мы можем говорить о разных состояниях человека. Например, можно выделить эмоциональные состояния человека, состояния здоровья организма и множество других, поскольку человек всё же сложнее камня. Всю жизнь человека можно представить как переход из одного состояния в другое, причем человек может находиться сразу в нескольких состояниях. Вернее, человек просто живёт жизнь, а вот понятие “состояние” мы вводим для того, чтобы как-то описать эту жизнь и попробовать изменить её к лучшему.

За переход из одного состояния в другое отвечают какие-то системы создания, которые реализуют определённый метод. То есть так или иначе на человека воздействует окружение. Например, гамак, море и мартини — это системы создания, которые доставляют удовольствие. Или же можно сказать, что они переводят из состояния “уставший” в состояние “расслабленный”.

Эмоциональные состояния

Наиболее востребованное рассмотрение личности — это эмоциональное состояние, которое является предметом психологии. Эмоциональные состояния человека — это сложные реакции на внутренние и внешние стимулы, которые помогают адаптироваться к окружающей среде. Они можно классифицировать на несколько основных категорий эмоций: Счастье, Грусть, Страх, Гнев, Отвращение, Эмоция, Удивление, Стыд и вина. Понятие “эмоция” неразрывно связано с понятием “роль” в том смысле, что эмоция направляет человека на совершение действия по какой-то роли, связанной с этой эмоцией.

Человек обычно каким-то привычным для себя способом (методом) переходит из одного состояния в другое. И чтобы поменять жизнь, необходимо обратить внимание на этот привычный переход и попробовать изменить его.

Обычный человек не мыслит такими категориями перехода из состояния в состояние. Он может просто выполнять какие-то действия, то есть в качестве деятеля работает над тем, чтобы перевести какую-то внешнюю для него систему из одного состояния в другое. Например, он может методом накачки шин перевести систему “автомобиль” из состояния “неработоспособный” в состояние “готовый к движению”.

Однако, когда человек выполняет какую-то деятельность, он находится в окружении, которое по третьему закону Ньютона тоже воздействует на него. Вероятно, накачка шин — не столь демонстративный пример, но если вы работаете на нелюбимой работе, то вас всё в ней может раздражать: и рабочее место, и начальник, и клиенты, и коллеги, и даже кофеварка.

То есть, находясь на работе и выполняя какие-то действия по отношению к внешним системам, вы одновременно можете переходить в различные эмоциональные состояния. Например, вы можете прийти в офис в одном состоянии, а потом целый день пребывать в другом. Понимая такую закономерность, можно хотя бы как-то улучшить своё состояние.

Наверное, самое лучшее состояние – это когда делаешь системы для других и в процессе получаешь удовольствие. Сами эти системы создают благодарных покупателей или приносят тебе ресурсы для создания систем на более высоких системных уровнях. И все это влияет на такую характеристику жизни как интересность, то есть жить интересной жизнь. И для этого нам необходимы положительные впечатления.

Впечатления

David Deutsch предложил понятие создателя, которое позволяет рассуждать о методах его работы. Но при этом сам создатель остаётся неизменным. Но здесь мы отходим от такой трактовки, и смотрим на то, что изменилось в самом создателе. В частности, эти изменения мы можем заметить по эмоциям.

Эмоциональные состояния сами по себе имеют значение. Говорят, что профессионал выполнил свою работу и даже не показал никаких эмоций. То есть он исполнил свою роль, а свои эмоции оставил при себе, контролируя их. Но тем не менее они у него были.

Это эмоциональное состояние влияет на ролевые действия человека. На любой работе человек не просто хорошо выполняет свои роли, но и пребывает в хорошем эмоциональном состоянии. Эмоциональные состояния могут быть катализатором (усилителем) наших желаний и мотивов, которые непосредственно влияют на наши действия. Например, эмоциональные состояния помогают или, наоборот, мешают нам в коммуникации.

Важное значение эмоциональных состояний в том, что они оставляют отпечатки в нашей памяти или создают впечатления. Собственно создание впечатлений — это важная работа, которую мы проводим в отношении других людей или в отношении себя. Например, организуя путешествие, мы нацелены получить впечатления.

Впечатления можно рассматривать как систему, которая похожа на ИТ-программу или на цифровой фильм, который находится у нас в голове. А проект создания, коим является проект путешествия в Японию, имеет целевую систему — мои впечатления. Точно так же различные парки развлечений и вся индустрия развлечений работают с впечатлениями. Кстати, заядлый охотник пишет, что он любит охоту не за количество взятой дичи: «Люблю охоту за свободу, за восход и закат солнца, за то, что с нею, как и с поэзией, связано особое чувство, которое стоит выше всего и зависит только от меня».


Таким образом, жизнь человека можно рассматривать как совокупность различных состояний, которые он проходить в течение каждого дня, и есть разные различные системы в окружении которые явно или неявно переводят его из одного состояния в другое. Мы можем сами быть создателями своих благоприятных состояний, и можем менять себя (свои привычки) за счет того, что будем меньше попадать в плохие состояния, но при этом отлично справляться с проблемами и задачами будучи в ролевых состояниях. И мы можем иметь при этом интересную жизнь за счет любимой работы по создания систем для других людей и за счет одновременного создания своих благоприятных впечатлений.

3 лайка