В тексте ни разу не встречается «светская медитация» mindfulness[1], и это намеренно. Не факт, что практики mindfulness переносимы на тяжёлую умственную нагрузку (cognitive load[2]), распределяемую по как левой «образно-интуитивной», так и правой «формально-логической рассудительной» частям спектра мышления. Обычно практики mindfulness про левую часть спектра, поддерживаются байками, они не про тяжёлую мыслительную работу в медленном мышлении.
Цели системной осознанности и цели движения mindfulness совпадают только частично. Так что пусть тысяча и одно психопрактическое течение занимаются своим делом, а мы тут по кусочкам попытаемся разобрать их методы на отдельные практики и отобрать из этих практик те, которым мы будем осваивать для достижения системной осознанности в рамках пути к ролевому мастерству. К тому же у нас активное начало сознания (контроль внимания, а не просто наблюдение/свидетельствование/witness состояния ума, как это принято в восточных психотехнических традициях).
Нам не нужно в «нирвану», ровно наоборот, нам нужно в умственную работу — прочь от прострации и остановки потока мыслей! Мысли должны двигаться, и двигаться быстро, хотя и не хаотично. Игорь Берхин как-то заметил[3], что есть очень узкий диапазон психотехнической работы, когда мысли уже не мечутся в разных направлениях, и мышления ещё нет, но эти мысли ещё не застыли в неподвижности («остановка ума»), когда мышления уже нет, есть только безумно приятное ощущение бытия. Это ювелирное искусство держать свои мысли живыми и подвижными, но не застывшими и не разбегающимися, при соблазне уйти в приятное, но полностью бесполезное изменённое состояние сознания «остановленного ума».
Надо быть очень внимательными, чтобы не прихватить в работе с сознанием какой-нибудь эзотерики. «Медитаций» с обращением внимания на ощущения в разных традициях много, начинаются они обычно невинно и рационально, а заканчиваются уходом в разные мифы и донаучные представления о сознании. Ну вот, например[4]:
- Возьмите удобный стул и сядьте, держа спину прямо. Ноги должны устойчиво стоять на полу. Глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется и сжимается ваше тело во время дыхания. Почувствуйте свои ноги, свои ступни, пол, на котором они стоят. Почувствуйте плотность этого контакта. Почувствуйте стул под вами. Почувствуйте вес своего тела на нем и как естественно гравитация тянет вас вниз, легко и спокойно.
- [пока мирно, да? обычный перевод внимания на тело]
- Обратите внимание на свои ступни. Легонько прижмите их к полу и почувствуйте, как ноги взаимодействуют с Землей. Не позволяйте этому давлению перерастать в напряжение в мышцах, должно быть только ощущение тонкого потока энергии, спускающегося от вашей первой чакры в землю.
- [стоп! Откуда тут чакры?!]
- Постарайтесь поддерживать этот поток, в то время как мы переходим к укоренению верхней части тела. По мере настройки на вес вашего тела вы постепенно ощутите центр тяжести в основании спины. Почувствуйте, как тело опирается на эту точку, и сконцентрируйтесь на ней как на якоре, который удерживает вас. Когда вы ощутите закрепление в этой точке, можно переходить к укоренению остальных частей тела.
- Настройтесь на ваше туловище и сфокусируйтесь на центральном канале вашего тела. Это не позвоночник, который находится ближе к задней части, а внутренняя ось, которая проходит через ваш центр тяжести.
- [какой «центральный канал», «внутренняя ось, проходящая через центр тяжести»? Это что за объект?]
- Выровняйте голову, горло, сердце, желудок, брюшную полость так, чтобы все чакры выстроились над первой чакрой, на которую они опираются. Глубоко вдохните, и пусть выровненные чакры мягко установятся и придут в равновесие над первой чакрой. Теперь мы воздвигли вертикальный столб энергии. Представьте этот столб как длинный шнур, желательно темно-красного цвета, который спускается из далекой выси над вашей головой, проходит сквозь центр вашего тела и спускается глубоко в землю, проходя через пустое пространство между стулом и полом. Потратьте некоторое время, чтобы убедиться, что этот шнур проходит через ваш центр
- тяжести в первой чакре и продолжается не только до поверхности земли, но и глубоко внутрь нее. Если получится, то представьте, как он проходит весь путь до центра Земли и гравитация тянет его туда. Теперь убедитесь, что вы ничего не забыли: ступни мягко давят на пол, чакры выстроены прямо друг над другом, красный столб энергии тянет нас вниз, успокаивающее чувство гравитации укореняет нас, соединяя наше физическое и тонкое тела вместе. Постепенно позвольте своему туловищу раскачиваться над точкой первой чакры, вперед и назад, из стороны в сторону, а потом и по кругу. Обратите внимание, что точка в основании спины не движется, а само тело движется вокруг нее. Мы хотим, чтобы укоренение сохранялось даже в движении, и это упражнение научит наше тело этому умению.
- [последняя фраза: они хотят, чтобы введённое этим упражнением «укоренение» сохранялось даже в движении. В научной литературе, конечно, никакого «укоренения» не встретишь. И не нужно особо замечать, что «энергия» из этого абзаца не имеет никакого отношения к физике, это просто художественный образ и рационально с этим работать нельзя]
Вот таких описаний работы с телом, работы сознания полный интернет. Люди, которые любят поп-психологию и телесную терапию часто крайне харизматичны, напористы, и почему-то не переносят в работу с сознанием свой научный и инженерный опыт. Поэтому при занятиях психопрактиками приходится постоянно гасить разговоры про чакры и их эквиваленты (начиная с заявлений «они же работают!»). Кто каналы и чакры чувствует в таких «медитациях», кто острое желание поработать, кто прилив новых мыслей, кто только какие-то ощущения от тела как таковые, кто единение со всем миром, кто незримое чьё-то присутствие — нужно быть крайне осторожным в выборе теорий сознания (они должны быть научными теориями!) и основанными на этих теориях психопрактик.
Мы пользуемся для обсуждения осознанности современными «механистическими»[5] теориями сознания из нейрофизиологии и исследований в области искусственного интеллекта.
Внимание/attention сегодня одно из центральных понятий в тематике машинного интеллекта. Yoshua Bengio делает замечание, что сознание/consciousness уже существенно демистифицированно, и сегодня можно этот термин употреблять в приличном обществе, не привлекая внимания санитаров[6]. Выбор Bengio — Global Workspace Theory, он в 2017 году написал работу The Consciossnes Prior[7] по формализации сознания для целей AI.
К сожалению, Global Workspace Theory не даёт внятного описания, как феномены сознания чувствуются человеком, каково субъективное ощущение сознания. Это делает Attention Schema Theory. Но в сентябре 2019 появился текст про стандартную модель сознания[8], который в том числе гармонизирует Global Workspace Theory, Attention Schema Theory и ряд других.
Мы опираемся на state-of-the-art в теориях сознаний. В этой области тоже идёт научная революция, и она начинает подкрепляться инженерными разработками. Исследования и разработки в области сознания перестали быть уделом йогов-самоучек, ими теперь занимаются в лабораториях нейрофизиологии и искусственного интеллекта.
- [1] https://en.wikipedia.org/wiki/Mindfulness
- [2] https://en.wikipedia.org/wiki/Cognitive_load
- [3] https://www.facebook.com/igorberkhin/posts/935121679939782
- [4] Джудит Анодея, «Чакры. Полная энциклопедия для начинающих», https://www.ozon.ru/context/detail/id/139419314/
- [5] то есть не прибегающими к объяснениям через потусторонние сущности типа «космического разума», «души», «Бога».
- [6] https://blog.re-work.co/deep-learning-and-cognition-a-keynote-from-yoshua-bengio/
- [7] https://arxiv.org/abs/1709.08568
- [8] можно почитать краткий пересказ идей этой работы в https://selfawarepatterns.com/2019/09/29/a-standard-model-of-consciousness/
Источник: книга А. Левенчука «Образование для образованных 2020».