Развивая концепцию системного подхода к жизни (жизнь по интересам), набросал основные положения и увязку понятийного минимума курса "Введение в системное мышление".
1. Наша система - это "Деятель", то есть человек который бесконечно развивает жизненное мастерство и создает успешные системы, меняющие мир. Жизненное мастерство позволяет человеку исполнять необходимые прикладные роли в разных ситуациях, которые можно представить как проектную деятельность (проекты).
2. Разные деятельности или проекты будут надсистемами для нашей системы. Человек в определенных прикладных ролях участвует в проектах по созданию разных систем, то есть человек-деятель в разных прикладных ролях входит в состав команд проектов. Например, это рабочие проекты, семейная жизнь , саморазвитие и другие ситуации. Проекты - это системы обеспечения для разных целевых систем. Примеры целевых систем:
-- рабочая целевая система "Легковой автомобиль" и другие рабочие целевые системы, над которым трудится ваша команда. Человек в прикладных ролях является частью рабочих команд, которые создают разные рабочие целевые системы;
-- семейная жизнь как проект имеет множество целевых систем, в том числе "Воспитанное и готовое ко взрослой жизни потомство", "Жилище", "Счастливый супруг" и другие родственники, и т.п.;
-- "Пловец" или человек научившийся плавать кролем, при этом аналогичным образом можно говорить обо всех проектах саморазвития прикладного мастерства.
3. Жизнь человека - это совокупность проектов, в которых человек играет проектные (прикладные) роли. Жизнь намного интереснее, если много разнообразных жизненных ситуаций (проектов). Хорошо развитое жизненное мастерство позволяет играть разнообразные прикладные роли. К тому же, чем больше ролей, тем больше вероятность снятия неудовлетворенностей (удовлетворения человеческих потребностей). Выбор проектов, целевых систем и ролей - это личное дело каждого. В качестве критериев выбора можно использовать:
-- сострадание и уменьшение страданий других людей, устранение неудовлетворенностей и удовлетворение потребностей;
-- этику и мораль, чтобы не наступать на интересы разных лиц, которые не всегда заметны. Без учета заинтересованных лиц невозможно построить успешную систему;
-- шкура на кону, которую необходимо правильно ставить в любых проектах, чтобы не совершать фатальных ошибок и иметь нарастающую возможность бесконечно развиваться (вместо потери возможностей в виде ресурсов времени и средств, к чему могут привести фатальные ошибки).
4. Однако, невозможно выучить все роли заранее и будущие проекты также неизвестны. Потому можно выделить определенные требования к деятелю:
-- масштаб или калибр личности (широта и глубина интересов);
-- автономность (при необходимости), т.е. быть независящим от внешней стимуляций (включая алкоголь или контроль руководства) и от негативного влияния социальной среды, а также сохранять самообладания при столкновении с новыми жизненными ситуациями;
-- "умение учиться" или способность быстро осваивать прикладные роли;
-- интегративная сложность, то есть способность развивать и удерживать противоположные черты, ценности и идеи или разный понятийный минимум и концепты, а затем интегрировать их в более крупные теории (новые трансдисциплины);
-- антихрупность, то есть способность увеличить жизненное мастерство после решения новых сложных задач;
-- интегральный успех, т.е. способность создавать системы в разных сферах человеческой жизни.
5. Мечта - это представление жизни человека в будущем, или можно сказать, что это описание будущей жизни человека как системы. В это описание входят требования к будущей жизни (потребности) и требования к самому человеку как к системе. Мечтая человек работает с данными потребностями и требованиями. Цель - это целевая система (системы), которую человек хочет создать в проекте или это может быть сам проект как система. Ведь проект также нужно создать и реализовать.
6. Нашу систему "Деятель" можно описать моделью "человек-платформа", которая задает архитектуру на трех платформенных уровня: прикладное мастерство, мыслительное мастерство, мастерство собранности. Постоянная человеческая неудовлетворенность вынуждает человека действовать, а мастерство собранность помогает настроить человека на осознанные действия. Осознанное действие - это игра по роли, которая ставится в том числе за счет мыслительного мастерства. Мыслительное мастерство - это функция интеллекта как части мозга, ответственного за решение новых сложных задач.
7. Человека можно представить как совокупность переживаний, которые он испытывает в своей жизни. Играя роли в разнообразных жизненных ситуациях или проектах человек получает определенные переживания или эмоции как результат чувствования реальности. Переживания могут быть не только радостными, но и тревожными или негативными. Переживания (или эмоции) - это внутреннее психическое состояние человека, которое получается как обратная связь из реальности жизненной ситуации. Мастерство собранности помогает справляться с негативными (непродуктивными) эмоциями, переводя внимание от внутреннего беспокойства к включению интеллекта (мыслительного мастерства) для поиска решения в новой жизненной ситуации.
8. Счастье можно представить как полученные оптимальные или радостные переживания. То есть счастье - это внутреннее состояние человека, которое можно достигать за счет прикладного мастерства. Успех человека - это счастье, которое он смог доставить другим людям за счет создания успешной системы. Чем больше людей смогли справиться с негативными переживаниями (стало меньше страданий) посредством вашей системы, тем больше успех. Поэтому счастье - это внутреннее и личное состояние человека, а успех - это удовлетворенности других людей.
9. Хорошее прикладное мастерство позволяет человеку получать удовлетворение от исполнения роли или находиться в потоке (получать оптимальные потоковые переживания или радость). Поэтому получивший удовлетворение человек - главная личная система для человека в проектной роли. Хорошо исполненная проектная роль позволяет также создавать рабочую целевую систему. Например, хорошо исполняя проектную роль инженера по требованию в проекте создания автомобиля, человек получает потоковые переживания и одновременно способствует созданию рабочей целевой системы "Автомобиль". Главное внимание человека на хорошее исполнение роли и реализацию sota-практики.
10. Создание человека-деятеля - это бесконечная деятельность. Почему говорим про бесконечное развитие? Бесконечное развитие связано с тем, что неудовлетворенности человека бесконечны и желание получать радостные переживания также не имеет границ. Мастерство можно совершенствовать всю жизнь за счет состояния потока. Кроме того, удача приходит каждому, необходимо дождаться своего шанса, не совершив до этого фатальной ошибки (правильно ставя шкуру на кон) и иметь подходящее жизненное мастерство, чтобы воспользоваться удачей в полной мере.
11. Главный проект - бесконечное развитие деятеля как человека-платформы. Проект бесконечного развития - это система обеспечения для нашей системы "Деятель". Стадии развития жизненного мастерства включают развитие мастерства собранности, методологического и ролевого мастерства и прикладного мастерства. Данные стадии следуют по циклическому виду жизненного цикла. Внутри методологического мастерства можно выделить мастерство - онтологики и коммуникации, системное мышление, вычислительное мышление и научное мышление. Мастерство ставится путем изучения теорий и тренировкой технологий. Каждое отдельное мастерство развивается по этапам: Объяснение - Умение - Навык - Мастерство. Методологическое мастерство имеет дополнительный этап - Интегративная сложность. Формирование этапов изучения необходимых для развития всего жизненного мастерства трансдисциплин и дисциплин - это создание личной образовательной траектории.
Источник: страница Ц.Церенова в facebook