В 2017 году была дискуссия Стивена Пинкера и Насима Талеба относительно большой войны. Суть этой дискуссии хорошо описал Сергей Карелов в своем посте “Большой войны не миновать”.
Как математик, я конечно, был на стороне Насима Талеба, но как просветитель и гуманитарий я был сторонником Стивена Пинкера. И вот в феврале 2022 года я узнал, что меньше доверял своим математическим способностям, поскольку война для меня оказалась неожиданностью. Это пока не такая ужасная война по жертвам, как Вторая мировая, но сторонников у Пинкера явно поубавилось.
Тем не менее, я хотел бы сказать несколько слов в защиту позиции Пинкера, потому что она хотя бы дает больший смысл для дальнейших действий. Да и самому можно найти место для приложения своих навыков.
Пинкер прав в том, что просвещение смягчает нравы, и в целом образованность положительно воздействует на культуру взаимоотношений между людьми. Например, сейчас намного гуманнее относятся к меньшинствам и даже к преступникам (высшее наказание для Брейвика, у которого условия проживания получше, чем у трети людей на планете, удовлетворило норвежское общество). Однако, проблема в том, что появляющиеся новые технологии настолько разрушительны, что одним действием можно стереть с лица земли почти все население.
И этот один не нулевой по вероятности случай напрочь сводит на “нет” любую статистику по ожидаемому количеству жертв за последние 75 лет. В этой связи некорректно вести спор о спаде насилия в мире в связи с количеством жертв.
Можно говорить, что количество проблем в мире вряд ли сильно уменьшилось и когда-либо уменьшится. Проблемы между системными уровнями будут всегда, так функционирует эволюция. Эти проблемы называются неустроенностями, которые как бы проверяют системы на разных системных уровнях на прочность. И таким образом, всё стремится к недостижимому идеалу. Поэтому человек будет испытывать давление со стороны интересов семьи, коллектива или государства, большие страновые образования будут иметь претензии к маленьким странам и т.п.
Поэтому бороться необходимо не столько с тем, чтобы было меньше конфликтов, а сколько вырабатывать адекватные способы их разрешения. В культурном обществе удалось привить осознание того, что выяснять отношения на кулаках неправильно, так почему бы не привить понимание, что война между странами – это не SoTA практика? Например, обученный восточным единоборствам парень приобрел более сильное «оружие», но он также пропитался новым мировоззрением.
Точно также невозможно сдерживать развитие технологий, а необходимо обратить внимание на мировоззрение — всеобщее просвещение и образование, которое тоже в свою очередь должно измениться.
Речь идет о новом фундаментальном образовании, которое сможет создавать деятелей, способных создавать лучшие системы на разных системных уровнях. Например, нужны новые системы в политике для того, чтобы сократить вероятностью доступа к ресурсам общества популистов. Кроме того, необходимо снова поднять вопрос о реформе грамотности, и это уже должна быть новая грамотность, которая позволит сократить разрыв между людьми по доступу к лучшему образованию. Это тоже будет работать на снижение популярности диктаторов.
К сожалению, разрыв между технологиями и культурными нормами цивилизации будут и дальше нарастать, поэтому вероятность самоуничтожения человечества тоже неимоверно растет. И мы должны попробовать сделать реформу образования в мировом масштабе.