Психика легко доступна каждому человеку — обратил внимание на то, что происходит у тебя в голове (или в сердце, если ты индеец, а китайцы обращают внимание и на принимающий решения желудок), и ты вроде как психолог, или шаман, или когнитивист, или духовный гуру, или ещё кто из длинной череды специализаций, изучающих человека в его разнообразных человеческих проявлениях. Люди медитируют, любят, размышляют, принимают наркотики, танцуют, размышляют о решениях систем нелинейных уравнений, мечтают захватить мир, страдают и возмущаются — как они это делают? Как сделать эти переживания более приятными? Как стать счастливыми? Как не потерять душу? Психология — это как раз наука о душе (психэ — это душа, логос — знание). Похоже, душу таки потеряли, только самые дикие люди верят в её существование. Психология осталась, добавилась когнитивистика (всё то же, что было в психологии, только на строгой базе нейрофизиологии, никакой «души»).
Тысячи и тысячи школ мысли, описывающих человеческие проявления — психику, самые дремучие и махровые самые раскрученные в силу тысячелетних традиций, и одновременно самые неэффективные и с вредными побочными эффектами (религии это ведь тоже про психику!).
Кен Уилбер предложил[1] как минимум рассортировать все подходы к изучению психики на восемь их разновидностей.
Эти восемь разновидностей получаются из простого перемножения трёх вариантов по два выбора каждый:
- одного человека рассматриваем или много людей.
- рассматриваем субъективные ощущения «изнутри», или рассматриваем «носители ощущений» (физические объекты и поля: мозг, нервную систему, тело)
- описывает само действующее лицо (человек или группа) с точки зрения включённого участника, или процесс описывается «со стороны» (например, членами группы в роли внешних наблюдателей)
Тут сразу обратим внимание на то, что птолемеевская модель человека (когда человек рассматривается один, сам по себе, без взаимодействия с другими людьми) — это будет только половина всех подходов описания происходящего с человеком, а вторая половина — это описание происходящего в группах:
- Нейрофизиология — один человек, изучается материальные феномены методами изучения снаружи. Например, делаем человеку сладко и изучаем его электроэнцефалограмму. Мы не будем особо этим интересоваться, это по факту медицина: если поломается мозг, то тогда нам сюда. Хотя последние достижения тут дают надежду когда-то быть использованными в построении систем с так называемой биологической обратной связью (БОС)[2]. Приборы — это обычно очень хорошо!
- Когнитивная психология — один человек, изучаются внешние проявления методами изучения снаружи. Вот тут мы смотрим на мышление и начинаем различать медленное и быстрое мышление, ставя разные эксперименты по движению по спектру формальности мышления. Мы не спрашиваем человека, что он при этом чувствует, мы просто изучаем его поведение и делаем выводы про его мышление. Вообще, всё что про мышление — обычно сюда.
- Феноменология — один человек, изучаются внутренние проявления методами изучения изнутри (интроспекция). Самые разные практики осознанности как присмотра за вниманием — это тут. И тут же самое слабое место в защите от всякой эзотерики, религиозных представлений, ухода от мира. Я наблюдаю сам за проявлениями/феноменами собственного ума во время изменений состояний собственного сознания, и описываю так, как это ощущается изнутри — а ощущается очень разное. Тут изучаются и ощущения вселенского счастья, и вселенского ужаса — каково оно, почувствовать такое, и выжить? Всякие «трансформирующие внутренние опыты» это тут, монастыри и психушки тоже тут, очень опасное место!
- Собранность — один человек, изучаются внутренние проявления методами изучения снаружи (смотрю на себя изнутри, но отстранённо). Осознанность, присмотр за вниманием, волевые проявления — они все будут тут.
- Групповая динамика — много людей, человек смотрит изнутри группы на происходящее в группе и описывает свои субъективные ощущения от общения с дружественным и недружественным групповым окружением. Все переговоры, ролевое мастерство — тут.
- Структура групповой коммуникации — много людей, обсуждаем внешние аспекты происходящего с человеком в группе, смотря на это дело «со стороны», «объективно». Лидерство в части обеспечения групповой коммуникации — тут.
- Социология — много людей, обсуждаем происходящее с людьми в группе, смотря на это с позиции участника группы. Фокус-группы с выяснением личного отношения тех или иных групп к каким-то событиям — это тут. Опросы общественного мнения, маркетинг всего, включая политику — тут.
- Социологические структуры — много людей, обсуждаем происходящее с группами, но смотря снаружи (устройство и взаимодействие групп). Тут всякие классовые и кастовые теории, теории общественного развития, политология.
Конечно, это просто некоторая типология, которая сортирует огромное количество исследований в довольно разных «околочеловеческих» и «околообщественных» науках и практиках. Но в этой типологии есть какая-то структура, понятные критерии отнесения — речь идёт прежде всего о выбранном методе описания психики индивидуальной и психики в группах людей.
- [1] русский "Интегральная духовность" https://www.amazon.com/Интегральная-духовность-религии-современном-постсовременном-ebook/dp/B088P73FPN/, английский Integral spirituality, https://www.amazon.com/Integral-Spirituality-Startling-Religion-Postmodern/dp/1590305272/. Кен Уилбер занимался в этих книгах как раз религией и духовностью, но нас меньше всего интересует именно эта часть его работы — мы интересуемся предложенной им системной типологией всевозможных психопрактик, связанных с различиями в методах описаний психики.
- [2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Биологическая_обратная_связь
Источник: книга А. Левенчука «Образование для образованных 2020».