Квадрат компетенций или замкнутый круг

Танец - не просто как форма искусства или как форма досуга, а как продукт, у которого есть конечный результат - успешное качественно выступление на турнире - является отличным примером к нашему процессу обучения. Все чаще я различаю в тексте описание проблем, с которыми сталкиваюсь практически ежедневно в своей практике и в работе с учениками.

Поделюсь своими наблюдениями, которые являются иллюстрациями к проблемам и задачам, которые затрагивает Глава 2 учебника про разные виды мастерства.

Проблема #1: метода
Несмотря на то, что метод обучения по принципу “смотри на меня и повторяй” кажется характерным и наиболее подходящим для танцев - на определенном уровне он абсолютно перестает давать результат. По скорости и качеству обучения он сильно уступает методу, в котором есть изучение теории. Только с хорошим понимание теории и понятий можно полноценно учиться танцевать, иначе все будет вслепую. В обучении танцам важна и теория/дисциплина, и технология.

Иными словами, у нас очень много практиков без теории - и большинство из них тратит слишком много времени на формирование мастерства, набивая ненужные шишки и рискуя качеством конечного продукта. Результат приходит долго или не тот. Люди начинают терять мотивацию, бросают танцы, перестают ценить свои достижения.

Проблема #2: роли
Парадокс нашего танцевального направления. Оно создано и продается на рынке как хобби для людей с “0”, но по факту является полноценным спортивным направлением с турнирами. Люди приходят просто на досуг, но, увлекаясь, начинают хотеть конкурсных результатов и серьезно заниматься, а не просто “плясать разок в неделю для себя”.

Мы рады и стремимся к этому, так как это дает возможность людей нормально учить двигаться, а не просто развлекать, но изначальное позиционирование не закрепляет за человеком осознанную роль ученика. А самостоятельно далеко не все встают в нее на занятиях, а кто-то и вовсе пытается создать эффект “доминирования”.

Проблема #3: несовершенная модель обучения
Квадрат компетенций очень четко прослеживается при эволюции танца наших учеников.

Изначально это люди, которые просто пришли “с улицы” - абсолютно любых профессий, разного возраста, с разнообразным опытом и жизненным багажом. Они все некомпетентны в танцевальном искусстве и пока этого не осознают. Изначально каждый из них учится по принципе “вижу и повторяю” (то есть сразу овладевает технологией), и на начальном этапе это работает вполне успешно.

Как только перед человеком встает реальное желание учиться и добиваться результата - то есть вставать осознанно в роль ученика и двигаться к рабочему продукту - красивому и качественному танцу-выступлению, люди моментально делятся на 2 категории:

  • первая категория способна двигаться по квадрату компетенций и осознают свою некомпетентность: эти ребята начинают системно учиться, брать уроки, регулярно практиковаться
  • вторая категория так и остается на уровне неосознаной некомпетенции: это совершенно не мешает людям танцевать и даже с какой-то вероятностью также достигать конечного продукта. Они могут практиковаться годами, так и не понимая, что именно делают и как правильно построить процесс обучения. Это очень легко вскрывается в разговоре, обсуждении ключевых понятий (понятийное наведение внимания) или в непонимании, почему нет высокого результата, “ведь я же много/долго танцую”.

С людьми первой категории работать честнее и приятнее всего. Встав во взрослой жизни в роль ученика, эти люди принимают тот факт, что “они знают, что ничего не знают” - и тогда можно начинать прицельно работать. Они быстро и охотно переходят к осознанной компетентности, и на этом уровне вопрос встает лишь в количестве часов и мастерстве собранности. Безусловно, тут будут влиять природные данные и возраст, но практика показывает, что собранность и умение работать с технологиями (правильное распределение времени тренировок, разные виды практик) оказывают решающее влияние на создание качественного конечного продукта.

Главный вопрос, на который я ищу ответ: как перевести людей с первого уровня на второй (на уровень осознанной некомпетенции), если они сами не могут до этого дойти, а хотят результатов? За парту не посадишь, не объяснишь, что просто повторять, не разбираясь в теории и стратегии, не получится. Есть разные идеи, сейчас тестирую их :slight_smile: Посмотрим, что из этого получится.

Проблема #4: когда важны все три компонента
В танце только совокупность трех компонентов: собранности, мыслительного и прикладного мастерства - может дать действительно заметный результат.

Собранность - это ключевой компонент, так как нужна будет работа на длинной дистанции и отсутствие подобного мастерства будет сильно усложнять жизнь. Вот бытовые примеры, с чем сталкивается у нас ученик: умение…

  • быстро вставать в роль ученика
  • удерживать фокуса внимания на занятиях
  • выдерживать длительные тренировки
  • соблюдать регулярность практик
  • перетерпеть боль и усталость
  • отдыхать
  • откинуть эмоции из внешней жизни и переключиться на тренировку
  • совладать со стрессом во время публичных выступлений
  • быстро входить в роль артиста/исполнителя
  • принимать поражения
  • возвращаться в системное обучение после эйфории победы

И это лишь малая часть списка.

Однако этого недостаточно. Это необходимые пункты, без которых вообще ничего не получится, а есть раздел, который позволяет из любителя стремиться в профессионалы или идти к какому-то значимому результату. Это подключение к работе мыслительного мастерства.

Ведь есть целый ряд задач, которые без него невозможно решить:

  • как эффективно тренироваться, чтобы не перегорать
  • чему, как и в каком порядке лучше учиться в танце
  • как построить стратегию развития, чтобы достигнуть конечного результата
  • как ставить цели
  • как самостоятельно тренироваться (большинство людей не знают, что и в каком порядке делать в зале, когда рядом нет тренера)
  • как управлять мотивацией

…и много другое.

В нашей практике танца подобные пункты обсуждаются, проговариваются и в целом демонстрируются, как нечто важное, достаточно редко, так как основой обучения является прикладное мастерство. В конце концов, зрителя или судью ведь интересует качественное готовое выступление, а не насколько у тебя высокий потенциал или как ты мыслишь при подготовке.

Получается, что с прикладным мастерством и мастерством собранности можно достигнуть результата, но про серьезный результат или про профессионализм говорить нельзя.

1 лайк

А вы объяснять не пробовали? Про позицию ученика, необязательно такими же словами, как в ШСМ. Но выяснить у человека цель занятий и рассказать, что вот у тебя две дороги. Просто делать = не гарантированный и неизвестно когда наступит результат, но попроще. Учиться, как будто ты хочешь профи - долго, дорого, тяжело, результат на много более реален и будет раньше. Но полных гарантий нет нигде. Если бы мне так пояснили, со всеми акцентами, что “лучшие результаты” стоят перестройки жизни под танцы, я бы поняла. А дальше могла оценить, подумать и дальше обсуждать варианты. Я думаю эти варианты тоже не черно-белые. Вида или ты живёшь в зале, или не напрягаешься. Можно подобрать/собрать что я могу тебе дать при тех ресурсах, которые у тебя есть. А ресурсы это время, силы, деньги, терпение. И там уже сойтись или разойтись.

Индивидуально - конечно, массово на поточном уровне пока так не работает, проще без группы остаться, так как в чистом виде объяснение их душит. Сейчас реализую отдельные проекты, где в рамках обучения поясняю на практике ценность теории и заложения фундамента. Для людей очень в новинку, но куда-то двигаемся.
Спасибо за комментарий и совет!)

1 лайк

Можно ещё курсы новой грамотности в ШСМ рекомендовать) Успехов!

1 лайк

Благодарю!