Этот пост навеян параграфом “Связь психологии и системного мышления” из главы 3 “Собранность” курса “Системного саморазвития” (далее по тексту - курса, для краткости) и вот этим рисунком:
В этом посте будет больше вопросов, чем ответов. Не исключено, что дальше в курсе это будет как-то затронуто, но я пока не заглядывал дальше третьей главы.
Во время чтения этого раздела я сделал такую заметку:
Чтобы начать изменения в физическом мире, нужно осознать свои неудовлетворенности, разобраться в чувствах и научиться управлять вниманием (быть собранным). (Здесь выделены концепты из психологии).
Затем человек встает в нужные для решения этих неудовлетворенностей роли и применяет практики, чтобы их разрешить. (А здесь выделены концепты из системного мышления).
Звучит просто. Почувствовал неудовлетворенность? Выбери роль и практику, встань в роль и делай. Получил результат, твоя неудовлетворенность ушла? Нет, тогда поразмысли еще (возможно, не ту выбрал роль или практику) и продолжай итерации, пока не получится.
Но почему тогда одним прохождение того же курса дается относительно легко: запланировал отводить на курс по 2 часа в день, и вот, через пару месяцев курс пройден, защита на ура, метанойя произошла. А другие (и, увы, чему я был свидетелем, большинство) бросают курс на первой главе (и я был в их числе). Или третьей. Вроде бы неудовлетворенность была, раз человек пришел на курс. Ему предложили самый эффективный способ ее удовлетворить. Или не такая уж и сильная неудовлетворенность была? Или способ показался чересчур мудрёным, поищу другой? Ну, так и волшебную таблетку никто не обещал. Но, кажется, не всё просто на самом деле с этим квадратиком “Человек”. И свою гипотезу, почему так выходит, связанную с таким “свойством” человека как “характер”, попробую здесь раскрыть.
Я никогда не занимался специально психологией, отнеситесь к моим рассуждениям критически В этом году я наткнулся на научно-популярную книгу врача-психотерапевта Павла Волкова “Психологический лечебник” (2004). Эта книга о характерологии — разделе психологии, изучающем характеры людей. Введем несколько понятий (взял из введения к книжке). Темперамент — это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т. п.) Характер — устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе. Отметим, что характерология давно уже не ограничивается 4 темпераментами (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик). В книге выделяются, например:
- эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер
- инфантильно-ювенильные характеры (в т.ч. истерический)
- астенический
- психастенический и т.д.
И есть еще личность, нечто составляющее тайну автономии и свободы человека (ну, про свободу человека можно поспорить). В книжке приводится следующая выразительная аналогия:
Река — это характер, а личность — пловец в ней. У него имеются три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается на месте, расходуя массу усилий. Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И наконец, он может, плывя по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего движения. Это сравнение поясняет то, как личность может соотнести себя с характером. Очевидно, что третий вариант — лучший, но он требует знаний и работы над собой.
Другими словами опрометчиво или самонадеянно пытаться сразу грести против течения, твой характер (река), твои картины мира (и это тоже часть характера) формировались всю твою жизнь твоей социальной средой (родители, круг общения, образовательная среда, соцсети, государство). Стратегически верно будет сначала изучить свой характер, принять себя на основе этого изучения, с желанием саморазвиваться, опираться на знание своих конкретных особенностей.
Изменения наступают тогда, когда мы осознаем, кто мы действительно есть, а не тогда, когда стараемся стать тем, кем мы не являемся. (Rainwater Janette “You’re in charge: А guide to becoming your own therapist” (1989))
В книге Волкова даются рекомендации по нивелированию мешающих “полноценной жизни” (в т.ч. обучению, общению с внешним миром) особенностей. Например, астенику характерна относительно быстрая утомляемость. Интеллектуальная, эмоциональная, нервная перегрузка выматывает таких людей. По причине измотанности они успевают сделать гораздо меньше, чем хотели бы, и потому еще больше страдают комплексом неполноценности. Рекомендацией из книги здесь будет:
…завести специальную книгу для записей. Туда он будет заносить важные дела, встречи. Без инструментов самодисциплины астеник успевает гораздо меньше, чем с ними, духовно страдая от того, как мало ему удается сделать в жизни. Благодаря записной книге он также меньше мучается от невыполненных обещаний, договоренностей. Самолюбивый астеник нередко намечает большие планы, поэтому не беда, если удается выполнить хотя бы половину намеченного. Астенику не следует выполнять десять дел сразу: впопыхах все валится из рук, и ни одно дело не доводится до конца. Необходимо приучать себя концентрироваться на том, что делаешь в данную минуту, и быстро и полностью переключаться на новое дело. Переключения освежают внимание, и их можно практиковать как сознательный прием. Астенику полезно сразу все класть на свои места, иначе теряется масса сил на поиск нужных вещей.
Небольшое отступление. Читаю, и прямо умиляюсь, не это ли самое входит в постановку практики мастерства собранности? Заметил, что формируется уже привычка всё, что читаю не из курса, переводить на другой язык, с использованием концептов из курса… Кто сколько концептов из курса здесь насчитал?
Возвращаемся. Ну, а, может, просто “из коробки” у астеников уровень мастерства собранности ниже среднестатистического, необходимого чтобы курс пройти? Кстати, интересно, есть ли связь между характером и когнитивными способностями?
Спойлер
Есть.
Пофантазирую. Может ли ШСМ учитывать такие особенности? Тестирование на входе устраивать? Или просто не брать астеников на системное мышление?) Или, наоборот: “Молот мне — так я любого в своего перекую!”? Или, если берем, то для пререквизита к основному курсу ШСМ, еще пре-пререквизит нужен? Хотя бы в виде рекомендаций, чтобы человек задумался, стоит ли начинать курс. А не как я (относящий себя к психастеникам, примерно одного поля ягода с астениками): “что? два часа выделить в день и всё? да легко!” А, оказывается, не легко, и надо менять себя. Или, как вариант, брать всех, но, в зависимости от результатов тестирования, какие-то вариации в то же домашнее задание вносить? Или давать сначала мой пост читать, чтобы подумали? Много вопросов, но, жаль, нет никакой статистики для проверки гипотезы. Те, кто бросил учебу, не расскажут… Ну, кроме меня)
И еще одна мысль. Если все-таки преодолел свой “не очень подходящий к интенсивному обучению” характер, значит ли, что ты его изменил? Интересно мнение студентов, прошедших больше одного курса ШСМ. Кто-нибудь заметил такое? Смогли ли вы повернуть свою реку вспять?