Интересы к осознанности

Осознанность — это одно из архитектурных требований к мышлению (остальные — адекватность, абстрактность, рациональность). Повторим это требование:

  • Осознанность — это возможность понять, как мы мыслим, как мы рассуждаем. Чтобы владеть собой, нужно себя осознавать. Если мы просто «имеем интуицию о себе», это нас не удовлетворит. Мы не сможем научить других мыслить, научить их повторять наши рассуждения. Мы не сможем заметить ошибку в нашем мышлении, не сможем его улучшить или изменить, не сможем выучить другой способ мыслить, ибо мы его не будем замечать, не будем его осознавать. Мы не сможем удерживать внимание на мышлении, ибо нельзя удерживать внимание на том, чего не осознаёшь. Мы не сможем предъявить неосознаваемое нами мышление для проверки со стороны логики и рациональности, не сможем сознательно принять решение о том, что в той или иной ситуации нам достаточно от мышления интуитивной догадки, а не строгого рационального рассуждения.

Мы хотим знать, о чём мы размышляем, как мы это делаем, мы хотим иметь возможность выбирать — мыслить нам о чём-то или не мыслить, мы не хотим быть бессознательными мыслящими автоматами. Мы хотим быть осознанными в мышлении, мы должны учитывать не только мышление, но и наличие самого мыслителя, в его человеческой и компьютерной частях.

«Рефлексия» — это осознанность, но только не на текущую ситуацию, а уже прошедшую. Нас же интересует осознание перед действием (осознание намерения/intention), осознание в ходе действия и рефлексия как осознание произошедшего после действия.

Системную осознанность определяем как действенный надзор/присмотр за вниманием в мышлении и восприятии. К осознанности у нас следующие интересы/concerns:

  • внимательность к вниманию, осознание характеристик первичного/целевого/uptime/вовне/ролевого внимания: его концентрации, стабильности, направленности). Моё первичное внимание занимает сейчас печатаемый текст, и осознанность позволяет мне это внимание к тексту отследить, замечать изменения его качества.
  • агентность/деятельностность/прагматичность/целенаправленность: постановка первичного внимания под контроль/надзор/governance в рамках осознанности. Не просто пассивное «осознавание» того объекта, на которого направлено первичное внимание, но и выбор того объекта в мышлении или окружающем мире/восприятии, на которое будет это первичное внимание направлено (удержание стабильного фокуса внимания на каком-то объекте, выбор уровня деконцентрации-концентрации[1]). Если моё внимание уплывает от печатаемого текста и во внимании вдруг оказывается лента фейсбука, то я могу вниманием осознания это не просто отследить, но и волевым действием осознанности вернуть внимание к печатаемому тексту в целом, или ситуации печати и продумывания текста с включением этого текста в ситуацию печати и продумывания, или к отдельным элементам текста. Это не пассивное «свидетельствование», ибо мы не просто так наблюдаем за первичным/целевым вниманием, и не вечно активное «управление» как непрерывное подруливание. Нет, если «всё ОК» с целевым вниманием, то осознанность ничего не делает: она дала исходные установки для целевого внимания и таки «просто наблюдает». Если что-то не так, то осознанность вмешивается и наводит порядок, достаточный для достижения цели: это надзор/присмотр/governance. Целевое внимание при осознанности не безнадзорно/беспризорно, за ним есть присмотр, отслеживание направленности этого внимания на цель.
  • системность, традиционно понимаемая как управление привязкой внимания к определённому системному уровню. Моё внимание направлено сейчас на содержательные части печатаемого текста, или на отдельные лексемы, или даже на отдельные символы в тексте. Я при этом не просто осознаю, на что направлено первичное внимание, но и могу деятельностью осознания присмотреть, чтобы первичное/целевое внимания было на выбранном, а не случайно плавающем системном уровне, то есть волевым образом перенаправить это внимание на другой системный уровень и стабилизировать его там. Не путать с систематичностью, которую иногда понимают как стабильность осознанности, иногда как обход первичным вниманием всех требуемых объектов, иногда ещё что-нибудь. В систематичности не следят за отношением «часть-целое», а в системности следят.
  • абстрактность мышления: осознанность следит, чтобы объекты внимания в мире и мышлении соответствовали концептам какой-то теории/дисциплины или явно были помечены как не соответствующие никакой теории/дисциплине. Отсутствие соответствующего кругозора (некомпетентность, отсутствие мастерства) приводит к натуральности мышления как противоположности абстрактности. Важные объекты, указываемые абстракцией, при натуральности не попадут в мышление, они просто будут не осознаны, внимания к ним не будет привлечено. Совпадение важных и случайных объектов во внимании возможно, но это будет случайностью, рассмотрение объектов без абстрактности и следования теории будет случайным. В части абстрактности со стороны осознанности идёт присмотр и за строгостью мышления: нахождение в желаемой части спектра мышления и движение по спектру мышления.
  • трансдисциплинарность: выбор дисциплины, в соответствии с которой нужно искать объекты — это тоже объект осознанности. Осознанность кроме первичного внимания к мышлению и восприятию как своего объекта ещё работает с ролями, интересами, предпочтениями, намерениями. Дисциплина/предмет/теория для выбора концептов, для которых будут искаться объекты в мире, выбирается «трансдисциплинарно» для практики, выполняемой проектной/деятельностной/орг- ролью. Вот эта роль тоже отслеживается вниманием осознанности, и её выбор и стабильность удержания находятся под трансдисциплинарным (внешним по отношению к предметам/дисциплинам) присмотром. Целевое внимание под присмотром системной осознанности — это целевое внимание текущей роли, переключение ролей (и набора интересов, и набора поддерживающих мышление ролевой деятельности дисциплин) отслеживается и если находятся проблемы, то осознанность помогает удержаться в роли, или выбрать новую роль и войти в новую роль.
  • поддержка коммуникации: объекты мышления/первичного внимания могут быть названы в соответствии с дисциплиной, так что можно обсуждать с другими агентами то, что находится в коллективном (а не индивидуальном!) мышлении, а не мычать. Мышление «промеж людей», оно не индивидуально, поэтому осознанность затрагивает и ролевую коммуникацию. Осознанный человек может понять, как он действует и мыслит, а затем отмоделировать своё действие и мышление (создать онтику/модель/микродисциплину/микротеорию), затем передать/коммуницировать/научить других людей так, чтобы они могли или выполнять такое действие и мышление сами, или осознано участвовать в них.
  • осознанность осознанности, сама осознанность не исчезает, она под присмотром/надзором: при постановке осознанности нужна мета-осознанность. Мета-осознанность управляет осознанностью по отношению к целевому/ролевому вниманию — то есть держит во внимании сам факт осознанности и направляет/нацеливает/намеревает/стабилизирует/фокусирует её. Другое дело, что эту цепочку мы не длим бесконечно, мета-мета-осознанность мы уже не обсуждаем. И осознанность, и мета-осознанность мы не называем рефлексией, ибо рефлексия это по отношению к уже прошедшему, а осознанность и мета-осознанность в «здесь и сейчас», одновременны с целевым вниманием.
  • произвольность включения/выключения: обычно внимание работает и переключается «на автомате», им не требуется рулить, большинство мыслительных и физических действий происходят бессознательно в силу их автоматизма. Это желательный режим, но только в том случае, если эти действия безошибочны. Если мы в этом не уверены, то осознанность позволяет чётко дать себе отчёт, что происходит, на что направлено внимание, что сейчас думается и делается. И это можно будет коммуницировать/документировать/обсудить, причем неважно — сейчас или потом после документирования, с самим собой или другими. Важно, что можно отдавать присмотр «психическому автомату» и забирать контроль у этого «автомата», входить и выходить из режима неосознанности мышления. Мы автоматически открываем ключом дверь и не замечаем этого, но если нам нужно, то мы сможем рассказать про смысл каждого движения и описать их последовательность, назвать все участвующие в этом открытии двери объекты. Просто волевым усилием, произвольно выключаем режим «автомата» и делаем открытие двери ключом сознательно. Но если внимание, например, осознанно приковано к размышлению над рабочим проектом, то открывание двери ключом или мытьё посуды обязано проходить мимо сознания, не должно мешать думать о проекте — но осознанность не должна позволять, чтобы мы «в бессознанке» тыкали не тем ключом в не ту дверь полчаса перед тем, как замечали, что что-то не так. Осознанность нужна в том числе для того, чтобы не уходить полностью из реального мира в мир размышления/downtime. Размышление очень похоже на «медитацию», но вы ж не называете медитацией ровно то же самое, что люди делают в ходе медитации над коаном[2], только когда они это делают для какой-то полезной цели — сутками напролёт решают не заведомо бесполезную задачу типа коана, а думают над какой-то важной проблемой-из-жизни. Но осознанность позволяет и не отвлекаться на отслеживание каждого внешнего шороха, если речь идёт о размышлении.
  • отсутствие прокрастинации для осознанности: осознанность всё время работает, её не лень сохранять, тренировать, удерживать. Осознанность не ленится присматривать за вниманием в мышлении и восприятии.
  • хладнокровности осознанности: она не отвлекается на эмоции, не искажается ими. Это означает, что можно управлять вниманием в мышлении и восприятии даже в условиях испытывания сильных эмоций: отрицательные игнорировать и не расстраиваться, положительные не сдерживать. Ведь эмоции под присмотром, и крышу от них не сорвёт! Если у тебя есть деятельная, волевая осознанность как надёжный тормоз для эмоций, то можно дать эмоциям свободу: это безопасно. Хладнокровность осознанности вовсе не означает безэмоциональности целевого внимания к мышлению и восприятию. Осознанность хладнокровна, но позволяет испытывать больше тех эмоций, которые нам нравятся и меньше тех, которые не нравятся.
  • [1]  Деконцентрация — размазывание внимания по фону, удержание от появления в нём любых фигур, кроме необходимой (например, когда прислушиваешься, или когда ищешь ошибку в тексте: игнорируешь все помехи и ждёшь прихода сигнала с любой стороны, в любом месте. Сигнал как бы всплывает из однородного фона). Противоположность: концентрация внимания, когда рассматриваешь детали фигуры в очень узком поле восприятия и игнорируешь фон как таковой.
  • [2]  https://ru.wikipedia.org/wiki/Коан

Источник: книга А. Левенчука «Образование для образованных 2020».