Целевая система и коллективное системное мышление

Для того, чтобы как-то проводить системные (т.е. с использованием понятий системного подхода) рассуждения, нужно как-то научиться говорить о разных системах в разбиении: управлять фокусом своего внимания. Системный мыслитель всё в мире видит как системы, входящие в системы, и имеющие подсистемы, поэтому прежде всего нужно выделить какую-то из них, к которой мы проявляем интерес, имеем в этом интересе предпочтение и намерение что-то в мире изменить, чтобы реализовать это предпочтение. Эта выделенная нашим вниманием (субъективно!) система и будет целевая система (system-of-interest, буквально «система нашего интереса»). Это та в будущем успешная система, с которой мы что-то хотим делать: придумать и создать её, починить, эксплуатировать, уничтожить.

Дальше можно обсуждать любой системный уровень выше и ниже уровня, на котором расположена целевая система, но на этой системе остаётся фокус нашего внимания, системный эффект именно этой системы нас будет интересовать прежде всего.

Метафора тут – полярные координаты, всё (коллективное! Не только одной роли!) мышление крутится вокруг целевой системы.

Но всё-таки – чьей целевой системы? Для разных ролей целевыми системами представляются разные системы, но в ситуации коллективной деятельности предполагается, что все роли, обеспечивающие жизненный цикл целевой системы (всё, что с ней происходит с момента замысла до ликвидации) договорились о том, какая же это система, где эти границы. Системное мышление прежде всего поддерживает не мышление одного человека, а поддерживает коллективное мышление! Оно организовано так, чтобы люди договаривались друг с другом о своих действиях, и прежде всего договаривались о том, какая система их интересует, какая система является целевой, каковы границы (что входит, а что не входит в состав) целевой системы. Так что системное мышление – коллективное мышление, а не мышление одного человека.

Целевая система определяется на момент её использования (operations, эксплуатации, функционирования, работы) уже в готовом виде, когда она взаимодействует со своим использующим её окружением и играет в этом окружении свою роль/выполняет функцию.

На рисунке представлено три системных уровня, системы показаны кружками, стрелки с ромбиками показывают отношения часть-целое, целевая система показана как система 2:

Система, в состав которой входит целевая система называется надсистема. На рисунке это система 1. Часы будут надсистемой для шестерёнки, молекула надсистемой для атома. Целевая система имеет своё назначение/роль в надсистеме, её функция/действия/поведение позволяют надсистеме проявить в конечном итоге эмерджентное свойство, т.е. выполнить уже её назначение. Помним, что все системы определяются прежде всего по их роли, назначению в надсистемах. И надсистема – тоже система, ей нужно выполнять свою роль в над-надсистеме (просто на картинке эта над-надсистема не показана, но она всегда есть!).

Если целевая система шестерёнка, то шестерёнка используется в часах (входит в состав часов), её роль «передатчик движения», назначение/функция/поведение – передавать движение на стрелки так, чтобы надсистема «часы» могла показывать время, т.е. могла выполнять своё назначение/функционировать/выполнять свою функцию.

Все системы в момент эксплуатации целевой системы, которые не входят в целевую систему, называются системами в окружении (environment, среда, operation environment, рабочая/эксплуатационная среда, рабочее/операционное окружение – термин «окружение» предпочтительней, поскольку подчёркивает центральную роль целевой системы, а термин «среда» не подразумевает какого-то явного центра).

На рисунке одна из систем в окружении (этих систем множество!) – система 3. Например, для шестерёнки в часах таким окружением будут стрелки, тоже входящие в состав часов. А ещё в окружении могут быть какие-то системы, даже не входящие в состав надсистемы, но без которых трудно обсуждать работу/функционирование целевой системы. Например, солнце, нагревающее часы и тем самым влияющее на шестерёнку (при нагреве она может поменять свои размеры, что может оказать влияние на основное поведение – точно передавать движение, что далее оказывает влияние на поведение надсистемы – точный показ времени).

Заправочная станция для целевой системы такси, входящего в состав таксопарка как надсистемы – это система в окружении. Дорога для бегущего по дороге такси – это система в окружении.

Повторимся: совершенно необязательно, чтобы система в окружении была именно подсистемой надсистемы, «смежником» для целевой системы (хотя иногда все другие подсистемы надсистемы для целевой системы выделяют специально, называя ближним окружением, а за пределами надсистемы называют дальним окружением. Для автомобильного мотора в составе автомобиля как надсистемы салон автомобиля и его колёса – ближнее окружение, это подсистемы автомобиля. А вот дорога и палящее солнце – это системы из дальнего окружения).

Подсистема – какая-то часть системы. В системном мышлении подсистемы (они же выделяются по их ролям!) рассматриваются после рассмотрения окружения – ибо пока мы не понимаем, что должна делать целевая система, какую функцию/поведение она несёт в окружение, мы не можем ничего сказать про её состав. На рисунке пример такой подсистемы целевой системы показан под номером 4.

Проблема в том, что целевой системой для разных ролей в проекте/стейкхолдеров может стать любая, которая будет проявлять интересную для них эмерджентность, нужный для них системный эффект. И тогда все остальные виды систем будут определяться по-другому.

Скажем, если целевой системой объявить систему 4, то система 2 будет её надсистемой. И если все договорились, что целевой системой будет система 4, то так тому и быть – именование разных систем в проекте поменяется.

Конечно, эти именования (как и любая терминология) более-менее условны. Так, в ТРИЗ надсистема так и называется – надсистема, а системные инженеры обычно слово «надсистема» не говорят.

В основополагающем стандарте системной инженерии ISO 15288 вообще не говорят обо всех этих видах систем, подчёркивая их одинаковость: различают только целевую систему (system-of-interest) как вершину системного разбиение (а окружение рассматривая вообще отдельно, включая саму надсистему), а в её составе дальше всё будут только системы (если у них будут части) и системные элементы (elements) для которых принято решение не рассматривать их части, а только ограничиться существованием этих системных элементов как целых, являющихся частями их надсистем.

Мы помним, что «слова не важны, и слова важны». Понятия/концепты целевой системы, надсистемы, подсистемы, системного окружения в той или иной терминологии есть практически во всех версиях системного подхода.

Для ответа на вопрос о целевой системе нужно рассмотреть системное разбиение, где на верхних уровнях над-…над-надсистем всегда будет вселенная (туда входит всё на свете) и на нижних уровнях под-…под-подсистем будут атомы (которые входят во всё на свете, ибо всё из них и состоит – кроме тех редких случаев, когда речь идёт о ядерных реакциях или существенными являются поля и энергия). А вот где-то в середине будут интересующие нас уровни – их нужно выбирать так, чтобы они были наилучшими для нас кандидатами на ответы на наши вопросы. Для вопроса «чем едет автомобиль» нужно, чтобы мы как-то отразили в нашем описании системного разбиения двигатель, колёса, и как-то обозвали их объединение со всем остальным, что может ответить на вопрос «чем автомобиль едет», проигнорировав находящиеся в системном разбиении, но не требующие нашего внимания и поэтому не отображаемыми нами в описании кресла, кондиционер и даже заправочную станцию из системного окружения.

Чтобы лучше понять идею системных уровней, давайте рассмотрим чуть менее простой пример социальных танцев (парных танцев типа танго и сальсы), в котором выделим (от подсистем через целевую систему отдельного танцевального стиля к надсистемам – чтобы подчеркнуть отсутствие тут каких-то конвенций в отображении системных разбиений в части «верха» или «низа».

Речь идёт только об отношениях часть-целое):

• Суперструны (физики утверждают, что из них состоит всё, что есть материального на свете. Даже танцы как промежуточный уровень к Вселенной, которая тоже состоит из суперструн).

• … огромное число других уровней: физических с элементарными частицами и атомами, химический с молекулами (в том числе биохимический с большими молекулами), биологические с органеллами клеток, клетками, тканями.

• Медицинский/анатомический уровень. Если не работают мышцы, связки, кости, нервы и даже мозг как системы этого уровня – почини их. Этим занимаются медики, которые занимаются наряду с тканями ещё и органами, и системами органов.

• Телесный уровень. Умение управлять мышечными усилиями полезными и паразитными в теле – через всё тело. Это не техника конкретных движений, это вообще умение двигаться: выдерживать свой вес, выдерживать позу, выдерживать траектории движений в сложных позах, выдерживать равномерность движения в разных позах и т. д. Разговор о теле и его частях, управляемых осознанно больших мышечных объёмах (не об отдельных мышцах и костях!). Предыдущий уровень «объектов медицины» тут подсистемы к системе какого-то телесного движения. Важно, что над этим уровнем можно выстраивать и сольные танцы, и социальные танцы, и даже какое-то карате или горные лыжи (для них ведь тоже нужно владеть телом!), и даже просто ходьбу или бег.

• Уровень социальности в танце. Это прежде всего движения ведения-следования в паре (техника немного различается в каждом танце, но основы удивительно общи), разные по технике исполнения шаги, волны в теле, техники эстетично выполняемых поворотов. Это уже обсуждается в танцевальной терминологии, а строится из объектов предыдущего уровня – изменяющихся во времени телесных движений, в свою очередь состоящих из координированных мышечных усилий. Но в мышлении тут уже совсем другие объекты, обсуждающее этот уровень сообщество другое (уже не специалисты-телесники, общие для спорта, сольных и социальных танцев, а мультидансеры и преподаватели разных танцев). Внимание ролей на этом системном уровне удерживает другие объекты: ведение-следование в паре, соблюдение линии танца, траектории волн в теле, и т. д.

• Уровень движений отдельного танцевального стиля. Вот тут появляется обсуждение особенностей именно танго, зука, кизомбы, форро, самбы, хастла и самых разных других танцев. Обычно именно этот уровень заботит всех социальных танцоров, преподавателей социальных танцев, он является главным уровнем при обучении танцам. И тут используется терминология объектов именно выбранного танца: болео90 из танго рассматриваем именно тут, не во всех социальных танцах есть этот элемент. Этот уровень владения техникой танца тоже осваивается сознательно, а потом автоматизируется и оказывается в памяти танцора на уровне условных рефлексов (существует как физический объект, можно думать об этом примерно так же, как о программе – это как бы хранящееся в мозгу и мышцах описание танца, «мозгодокументация» типа «файла с кодом программы», но которое сработает в момент конкретного танцевания). Но этот уровень танцевального стиля состоит в том числе и из общих для всех танцев ведения-следования, поворотов, которые к этому времени обычно уходят из сознания танцоров «на автомат» и поэтому не распознаются как отдельный системный уровень. Например, во всех танцах важна «настройка на партнёра», и многие преподаватели искренне считают, что в других танцах её не делают, это особенность именно их танцев, равно как движение «от опоры» и важность «переноса веса» – но это общее во всех танцах, этому можно учить один раз и обсуждать на уровне отдельного танцевального стиля только особенности, но не общие вопросы. Если что пойдёт не так, то преподаватель всегда вернётся на предыдущий уровень, а если и там не так – на предыдущий, и даже на уровень медицины/анатомии, если ошибки не исправляются на более высоких уровнях.

• Уровень исполнения/воплощения танца (обратите внимание, что «исполнение» и «воплощение» тут синонимы для подобного сорта систем. Можно опять думать об аналогии с компьютерной программой) как длинной связной в единое сюжетное целое последовательности частей-движений предыдущего уровня движений отдельного танцевального стиля (или даже множества стилей одновременно). Это уровень отдельного уникального танца под конкретную музыку в конкретное время на конкретной вечеринке в конкретном месте, исполняемый конкретными партнёром и партнёршей. Только на этом системном уровне подключается язык художественности и драматургии: «эмоции», «образы», «истории», музыкальные акценты, «сюжет танца» и прочее. Ибо мозг свободен, работу всех предыдущих уровней он выполняет «на автомате»: работу отдельных мышц, телесную работу в целом по управлению нужными и паразитными усилиями в масштабах тела, внимание на технику выполнения ведения-следования, а ещё уровнем выше автоматически тело выполняет предписанные каноном танцевального стиля или даже нескольких стилей сложные фигуры. На этом уровне считается, что всё уже происходит автоматически, и обсуждается Танец (часто тут пишут танец с большой буквы, чтобы подчеркнуть не механический и автоматический, а творческий характер танца. Увы, у танцоров не слишком развита терминология, позволяющая разводить понятия разных системных уровней. Но лучше уж писать Танец с большой буквы, чем не выделять этот системный уровень и его понятия совсем).

• уровень дискотеки/вечеринки, поведения на вечеринке и посещения вечеринок в целом как уровень субкультуры социальных танцев: много танцев и связанных с ними мероприятий складываются тут в культурное времяпрепровождение. Языки обсуждения и люди, занимающиеся этим уровнем, опять меняются. Появляются диджеи, организаторы вечеринок, фотографы и видеографы, завсегдатаи вечеринок, бизнес-модели, реклама и т. д.

• Уровень культуры в целом, ибо танцевальные вечеринки как мероприятия (физические объекты, имеющие протяжённость в пространстве и времени) – это только часть систем-физических объектов (перформансов, занятий в многочисленных студиях, поединков, художественной критики и т.д.), присутствующих в культуре.

• … огромное число других уровней: вся жизнь на Земле, вся Земля, солнечная система, Млечный Путь и т. д.

• Вселенная – системы из всех остальных системных уровней лишь части Вселенной.

Уровень вечеринки и уровень культуры в целом, конечно, сами по себе имеют много подуровней: ими занимаются разные люди, о них говорят на разных языках. Пропускать эти уровни танцорам неправильно: без хорошего развития каждого предыдущего уровня и хорошего понимания каждого последующего невозможна полноценная культурная жизнь танцора. Жизнь (выходящая, конечно, за рамки одного танца) происходит сразу на всех уровнях (и уровне ниже медицинского, ибо там работает биохимия, и на уровне выше культуры, ибо жизнь на планете сложней только развлекушек, в ней ещё много чего есть). А если жизнь на каком-то из этих уровней выпадает из осознанного внимания, то можно ожидать разных неожиданностей на верхних уровнях. Если мышцы болят, то тело не двигается, ведение-следование не получается, движения танца не выполняются, вечеринка невозможна, участие в культурной жизни не получается. И такие проблемы могут появиться на каждом уровне: нужно их отслеживать и решать на том системном уровне, на котором они появились.

Ровно так же с космическим кораблём (и пример космического корабля легче понимать, чем пример танца. Для усложнения примера можете рассмотреть систему полёта космического корабля на Марс, тот же танец, разворачивающийся во времени полёта). Если корпус корабля изготовлен из неправильного материала, то нужно опускаться на уровень рассмотрения материала, и решать проблему. Иначе из-за проблем с материалом нарушится работа всех остальных более высоких системных уровней космического корабля.

Полезное упражнение тут – это представить авиалайнер как 6млн. индивидуальных деталей, летящих с одинаковой скоростью 890км/час в одном направлении на высоте 10км. Это шутка, но это и чистая правда! Если не вводить тут рассмотрение на разных системных уровнях, оставаться редукционистом, то остаётся думать про самолёт именно так: 6млн. деталей, которые были собраны вместе и теперь согласованно летят на десятикилометровой высоте!

Источник: учебник А.Левенчука «Системное мышление 2019»