Мои планы на лето 2023

Перепаковка моих четырёх курсов программы "Системный менеджмент и инженерия" закончена
Все четыре курса моего тренинга "Системный менеджмент и инженерия" (второй семестр "Организационного развития": курсы системного мышления, методологии, системной инженерии, системного менеджмента) обновлены. На сегодняшний день:
— там уже нет "учебника" и "книги", в текстах только "курс". Нет "глав", только "подразделы". Ибо учебники и книги не учат, а курсы с их выполнением заданий на моделирование рабочих проектов -- учат.
— там уже нет старых названий курсов ОиК, собранности и ПСМ, а есть "Моделирование и собранность" и "Системное мышление" (да, я переименовал назад "Системное мышление")
— заодно сделал пару-тройку мелких уточнений содержания (про процессы и системы, а также поправил сквозной пример с танцем), сделал кое-какие обновления (скажем, второе издание "Building Evolutionary Architecture" от декабря 2022 и мартовский 2023 выход фрейворка SAFe -- теперь в курсах упоминаются свежие версии)
— исправлена пара сотен опечаток и неясных мест как в текстах, так и в заданиях (это результат учёта сбора замечаний к курсам в Aisystant. Всё работает: замечания собираются и учитываются!).
-- курсы получили номера в общей программе (эти мои курсы там с 2.1 по 2.4, на тест-сервере уже все номера в правильном порядке, но ещё денёк все остальные будут видеть все курсы вперемешку, но уже с номерам).

Курс "1. Моделирование и собранность" теперь основной (и там опубликовано пока десять разделов из планирующихся 19), а составляющие его курсы убраны в архив. Кто идёт по архивным курсам, те могут их спокойно заканчивать. Но новые студенты сразу попадают на правильный вариант.

Завершение дел с предыдущим потоком СМС
Предыдущий очно-дистантный поток СМС2023.3 формально закончился в прошлое воскресенье 14 мая 2023. Впервые получил по итогам некоторую статистику "по приборам" отметок в Aisystant (активный день -- это не менее двух действий с курсом, типа "прочёл раздел", "выполнил задание"):
-- системное мышление проходится в среднем за 25 активных дней
-- методология проходится в среднем за 15 активных дней
-- системная инженерия проходится в среднем за 20 дней
-- системный менеджмент проходится в среднем за 25 активных дней

То есть там 85 активных дней, как раз на три месяца -- и это по факту включает в себя чтение нескольких книг по материалу курса (у нас есть библиотечка, её получают все участники потока).

При этом я повысил планку результативности наших потоков: поскольку уже доучиваем донесению материала курсов до рабочих проектов практически всех, кто тратит достаточно времени, я считаю теперь нормой не просто "использовать материал в проектах", а выход на инициирование и проведение программ оргразвития. То есть прямо по ходу курса надо стать директором по развитию и запустить какие-то оргизменения вокруг себя. Того, что "я стал умнее", "жизнь изменилась", "я стал лучше ориентироваться", "я понял, что у меня там целевая система, и стало легче", "я стал крепче спать, ушла тревожность" -- нет, это уже для меня не результат. Как поменялся мир вокруг тебя при задействовании идей из наших курсов, и насколько твоя роль в этом была ведущей (агентность! мы не аналитиков хотим выпускать! это пусть другие бизнес-школы выпускают аналитиков, а мы выпускаем деятелей) -- вот что будет результатом. Из текущего потока "мастером" стал пока один, а все остальные мастера подтвердили квалификацию (а один даже успел в ходе потока стать "реформатором" -- но мне больше кажется, что это не по итогам текущего потока). Но в целом разные квалификации получила всего половина группы, а остальные по своим результатам отмолчались (тут ещё два последних занятия угодили аккурат в длинные майские праздники, и все честно разъехались по отпускам). Ничего, отставшим предложено доложиться на каком-то из наших методсоветов, хотя это дело добровольное. В любом случае, видео занятий у них есть, курсы есть, пусть догоняют -- и вперёд, рассказывать об успехах.

Пара выпускников там взяла опцию менторинга, я летом с ними буду заниматься их проектами уже за рамками группы, индивидуально.

Очно-дистантные потоки: похоже, 21 мая 2023 будет последним открытым набором, осень уже выкуплена на корпоративные потоки
Мой первый тренинг "Системный менеджмент и инженерия" как второй семестр программы "Организационное развитие" (то есть с "Моделированием и собранностью" как пререквизитом) стартует 21 мая 2023 с установочного первого короткого дня, 4 часа. Сегодня для группы создан чат, его координаты разосланы записавшимся, так что там появились первые участники. Этот поток (для меня это 27й поток, на котором я учу инженеров менеджменту) будет идти всё лето по воскресеньям раз в пару недель, в сентябре будет небольшая пауза на мой отпуск, и закончится всё занятием 24 сентября 2023.

Недавно я написал, что следующий открытый поток будет поздней осенью, это уже не факт. Один из наших корпоративных клиентов выкупил поток, он начнётся с 1 октября 2023 и будет идти до 28 января 2024. И там есть планы это всё продолжать, в том числе и у некоторых других компаний. Счёт легко может пойти на сотни человек на курсах с преподавателями, так что в полный рост встаёт проблема масштабирования. А с открытыми курсами будет пауза -- у людей "с улицы", похоже, будет три варианта:
-- проходить self-paced
-- мы планируем подготовить инструкторов из наших выпускников (не забываем, что они сами по себе в своих фирмах большие начальники и имеют немалый управленческий опыт). Сил авторов курсов на больше чем пару потоков в параллель явно может не хватить. Ещё ведь нужно время на исследования!
-- через некоторое время поумневший AI нам поможет. Но я бы не рассчитывал, что это произойдёт быстро. Хотя последняя встреча нашей лаборатории AI была только сегодня.

Но это уже всё "в рабочем порядке", основное уже сделано, осталось только чуток подкрутить IT-поддержку в Aisystant, опубликовать новые возможности не только для абитуриентов и студентов, но и преподавателей.

Мои соображения по достоинствам и недостаткам корпоративных потоков программы "Организационное развитие"
Почему приоритет корпоративным группам? Как всегда, действует много сил:
-- в открытых группах самое крутое -- это разнообразие проектов, все участники обычно отмечают важность наглядной демонстрации, что одинаковые рассуждения хорошо срабатывают для самых разных проектов. Это даёт высокое качество обучения. В закрытых группах разнообразие поменьше, хотя тоже хватает (делают-то в проектах все разное, и на разных системных уровнях. Поэтому тоже есть и "железячники", и операционные менеджеры, и айтишники, и безопасники, и многие другие).
-- в открытых группах обычно каждый платит сам за себя, поэтому стараются взять от курсов всё. В закрытых группах обычно платит фирма, поэтому иногда пробуют учиться "для галочки" или "для сертификата", а не "для себя и дела". Но как оказалось, в приходящих командах топ-менеджеров бывает и по-другому, особенно когда за их обучением присматривают "изнутри фирмы" наши выпускники, хорошо понимающие происходящее.
-- в закрытых группах можно обсуждать свои проекты, не опасаясь разглашения коммерческих секретов "внешним людям". И можно получать при обсуждении неожиданные догадки со стороны погружённых в ситуацию других студентов. Это сильный фактор, который помогает привязывать материал курса к реальным проектам. С другой стороны, обсуждать-то можно, но не факт, что будет обсуждаться всё: в открытых группах могут рассматриваться разные ситуации "политической борьбы" внутри компании, ибо это для всех "просто примеры из чужой жизни". Среди сотрудников, занимающих реальные должности в одной фирме, всю эту "политику" не обсудишь -- и если в курсе чисто инженерии это ОК, то в курсе менеджмента это можно считать недостатком.
-- каждый отдельный студент в открытом потоке затевает какую-то программу оргразвития, некоторые добиваются впечатляющих результатов. Но если затевает такую программу не один студент, а команда единомышленников, получающая возможность разговора на одном языке, разделяющая одну мета-мета-модель происходящего, то это может получиться много интересней. Основная печаль наших сегодняшних выпускников -- это "внутри фирмы поговорить не с кем". Хотя мы учим, что говорить на птичьем языке наших курсов с сотрудниками вроде как чаще всего и не надо, но чувства "интеллектуального одиночества" это не снимает. В корпоративном потоке эта проблема как-то решается.
-- если выходить на англоязычный рынок, то вероятность набора на "Организационное развитие" с открытого рынка я считаю практически нулевой. А вот корпоративные заказы от наших выпускников, которые хотят подучить своих нерусскоговорящих сотрудников -- они вполне возможны, и их может быть не так мало.
-- … можно перечислять и перечислять. Но с открытыми потоками мы уже довольно много поработали, сейчас поработаем с потоками корпоративными.

Основное: переписка курсов "Интеллект-стек" и "Образование для образованных"
Основное летнее время я планирую потратить на кардинальную переписку моих оставшихся курсов. Первым идёт новый курс "Интеллект-стек", в нём будет главным обзор содержания образования, методологический вопрос. И не будет никаких вопросов по форме (методике). Курс должен ответить на вопрос: чему учить агентов (xAI, людей и нежить, а также их коллективы) для усиления их интеллекта. Я уже опубликовал пререлиз с описанием части фундаментальных мыслительных практик (там где-то 260 страниц довольно плотного текста), и хочу довести эту работу до конца, снабдив какими-то замечаниями по самому понятию интеллекта. План такой:
-- прямо сейчас я редактирую (даже не очень сильно) вступительный раздел про интеллект и интеллект-стек, он перекочевал из "Образования для образованных".
-- затем внесу довольно много дополнений и разъяснений (набежало от первых читателей!) в уже переписанные разделы по мыслительным практикам интеллект-стека (от понятизации до онтологии).
-- опубликую очередной пререлиз: новое введение, правленный уже переписанный кусок практик, а также просто перетащенные из "Образования для образованных" остальные практики, и среди них новые пустые разделы. В начале каждой непереписанной практики там будет предупреждение, что там планируется изменить.
-- дальше буду переписывать все эти разделы и публиковать очередные версии после переписки каждого, эдакий "сериал".

Это всё важно для доработок курсов третьего семестра "Объяснения и риторика", которые будут перед курсами лидерства. Помним, что у нас много выпускников текущих курсов второго семестра в их разных версиях, и их число будет расти, им надо двигаться дальше. Вот они могут пойти по курсам третьего семестра, а потом в пятом семестре их будет ждать обзор "Интеллект-стека" -- и эту стыковку курсов надо делать быстро. Так что эта работа идёт с высоким приоритетом.

После этого берусь за "Образование для образованных". Оттуда уже убран весь материал, который относится к содержанию образования, "чему учить" (стратегирование ушло в "Системный менеджмент", интеллект и практики интеллект-стека ушли в "Интеллек-стек"), но осталось много материала, посвящённого методике образования, "когда, кого, как, зачем учить". Этот материал нужно переписать (возможно, выкинуть половину -- этот материал уже как-то рассказывается в других курсах, то же "мышление письмом/моделирование", и такого там много). Но зато туда добавится "Мастерство обучать образованных". И ещё туда войдут идеи моей писанины последних двух месяцев в блоге, я ведь писал в основном идеи как раз про форму образования -- в основном там про то, как надёжно доучивать взрослых до использования идей из курса на работе. Заниматься перепиской-перепаковской "Образования для образованных" буду только после какого-то завершения работ над "Интеллект-стеком".

Научное руководство и всё остальное
Конечно, продолжится работа научного руководителя:
-- пригляд за текущими курсами, они ведь тоже переходят в режим "непрерывное всё". Моделирование и собранность будут переписаны, системный фитнес вроде как тоже (но там ещё и зависимость от курса инженерии личности).
-- работа над курсами инженерии личности, инженерии сообществ. Дискуссия пошла, но надо ж как-то разворачивать её в создание курсов.
-- линия искусства, культуры (в том числе работа нашей танцевальной лаборатории, хотя пока там больше результатов было по линии курсов системного мышления и методологии, но это ж только половина происходящего)
-- курс администрирования (создание и развитие бэк-офиса), лаборатория только-только создана и там целых два исследователя, а надо бы чуть побольше. Про другие прикладные курсы пока даже не мечтаю. Но хорошо было бы задать какой-то пример, как эти прикладные курсы можно делать.
-- лаборатория AI, там тоже нужно "быть в курсе", в любой момент может случиться очередной аврал. Стратегия сформулирована, но надо же её реализовывать!
-- … завтрашний день наверняка что-то приготовит неожиданное, так что в этом месте предусмотрим "и другие интересные и важные занятия, которые неожиданно могут внести коррективы во все планы".

Картинка от Кандинского 2.1, не удержался.