Курс "Моделирование и собранность" и курсы ОиК и собранности: что с ними происходит прямо сейчас

Устанавливаем оптимальную последовательность прохождения наших курсов, первым будет "Моделирование и собранность"
У нас в ШСМ идёт реорганизация всей учебной программы, похоже на починку двигателя автомобиля без выключения двигателя (у нас по всем онлайн-курсам идёт сейчас ежедневно примерно сотня студентов и идут курсы с преподавателями). Не успеваем всё за один день переименовать-переопубликовать. Мы объясняли, что будет происходить, на нашей конференции, писали тексты, но одно дело объяснять, а другое дело ещё и сделать всё объяснённое. Так что вот справочка на текущий момент: что происходит с курсом первого семестра Моделирование собранность" (это обсуждается сейчас в чате поддержки https://t.me/ontandcomm, унаследованном от курса ОиК):

Наше основное образование начинается с первого семестра "Моделирование и собранность". Все семестры видны на первой странице сайта Школы -- https://system-school.ru/. В первом семестре ровно один курс "Моделирование и собранность", называется так же, как весь семестр. Учит моделировать (как выделить важные объекты и в текстах, и в жизни), причём не терять собранности при моделировании (как использовать технические средства, а не биологический не очень надёжно работающий мозг, чтобы удержать в суете жизни как в личном, так и коллективном внимании только что выделенные важные объекты). Мы выяснили, что собранность -- это отдельное умение, ему надо отдельно учить и поэтому учим вместе моделированию и собранности. Если ты знаешь, что надо осознанно присваивать типы мета-мета-модели из наших курсов прямо в ходе повседневной работы в рабочих проектах, даже знаешь, как именно надо это делать, это не значит, что ты будешь это делать. Вот надо отдельно учить, почему это таки обязательно надо делать, это надо приучать делать. Когда-то собранность назвали студенты курсом "принуждения к системному мышлению" (но по факту — это принуждение к онтологическому мышлению, мышлению моделирования).

Без прохождения в онлайн-варианте (цена -- три чашки кофе в месяц за вообще доступ к курсам всех семестров онлайн, https://system-school.ru/open-endedness) или в варианте с преподавателем (первый поток уже обучается, второй поток будет стартовать где-то в июле) не будет зачисления на второй семестр, без прохождения второго семестра не будет зачисления на третий. Всё как в обычных вузах.

В каком состоянии курс "Моделирование и собранность" прямо сейчас
Что происходит с содержанием курса "Моделирование и собранность":
-- курс "Онтологика и коммуникация" шёл несколько лет. Он был недавно переработан полностью и разделён на две части: "Онтологика" осталась в первом семестре полностью (ничего не выкинуто) и была переименована в "Моделирование", а часть коммуникации существенно перерабатывается и уходит в третий семестр.
-- курс "Собранность" появился недавно, его можно смело было считать "пререлизом", по нему прошла пробная группа.
-- в курс "Моделирование и собранность" вместе собираются все разделы курса "Моделирование" (бывший "Онтологика") и курса "Собранность". Вот буквально все, ничего не потеряно. Общее содержание курса будет (сейчас опубликовано только три главы, остальные допубликуются за ближайшие день-два), порядок прохождения важен, чтобы гарантировать не только корректную онтологическую работу, но сам факт того, что вы её будете реально проводить в рабочих проектах, а не просто примете к сведению наличие современных способов моделирования с использованием нескольких уровней мета-моделей:

Что такое онтологическая работа
Собранность как прикладное мастерство
Собранность как фундаментальное мастерство
Язык и 4D-онтология
Присвоение типа
Описания
Внимание агента в среде
Понятийное наведение внимания
Построение онтологии своей предметной области
Онтологический дребезг
Построение онтологии произвольной предметной области
Удержание внимания
Осознание проблем
Интеграция информации и память
Осознанное решение проблем с задействованием экзокортекса
Инженерия собранности
Введение в исследования
Создание объяснений: мета-модель
Коммуникации: мета-модель

-- Публикацию всех разделов "Моделирования и собранности" закончим чуть ли не сегодня, но там технические (ну, или человеческие, граница тут зыбка) проблемы со скоростью публикации. "Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет". Через пару дней останется только курс "Моделирование и собранность", а отдельные курсы "Моделирование" и "Собранность" будут уволены в архив. Поэтому ни ОиК (Онтологика и коммуникация), ни "Онтологика" (как онтологическая часть ОиК), ни "Собранность" существовать буквально через два дня не будут -- хотя можно будет поглядеть на них в архиве.
-- два последних раздела курса "Моделирование и собранность" анонсируют два курса третьего семестра, который будет называться "Объяснения и риторика". Первый курс третьего семестра -- "Создание объяснений", он уже готов. Второй курс третьего семестра -- "Этичная риторика", он в разработке, должен быть готов где-то к концу года в версии пререлиза.

Какой будет результат перепаковки курса "Моделирование и собранность" в состав программы "Организационное развитие"
Итого будет в итоге:
— первый семестр: "Моделирование и собранность" (три раздела уже опубликованы, остальное допубликуется в ближайшие дни). Проходить первым делом или в онлайн самостоятельно, или с преподавателями (очередной поток "с улицы" -- где-то в июле, сейчас с марта идёт закрытый корпоративный поток). Авторы курса: Прапион Медведева и Анна Лубенченко.
— второй семестр: "Системный менеджмент и инженерия" (системное мышление, методология, системная инженерия, системный менеджмент). Автор -- Анатолий Левенчук, то есть я. Проходить или в онлайн, или с преподавателем, то есть со мной. Туда идут те, кто прошёл какие-то ранние версии онтологики (даже без коммуникации) и собранности в онлайн или с преподавателем. Старт очередного потока из таких людей -- 21 мая 2023, записываться прямо сейчас тут (только на второй семестр, там тоже пока не всё успели переверстать -- будет переписка с нашим администратором): https://system-school.ru/sm-and-en#second. Все эти курсы готовы и свежи, проходить после первого семестра, при этом попробуйте пройти после первого семестра сразу, а не после повторного прохождения первого семестра (а уже потом возвращайтесь к первому семестру — будет понятней, зачем всё в первом семестре именно так устроено)
— третий семестр: "Создание объяснений" — курс уже готов. Проходите его после курсов второго семестра. "Этичная риторика" — тоже в третьем семестре, курс в разработке, надеемся получить его к концу года. То, что было по линии коммуникации, уходит туда и существенно дополняется.

Так что начинайте проходить "Моделирование и собранность" в онлайн-варианте прямо сейчас (там пока три раздела, но через день-два будут уже все 19 -- пока пройдёте три раздела, успеем опубликовать всё остальное). Это и есть входная точка в программу "Организационное развитие" как основную программу обучения в нашей Школе системного менеджмента. Начинайте сразу правильно.

Подготовительные курсы (программа "Новая грамотность", курс "Системное саморазвитие") -- это развитие личности, постановка мастерства учиться новому долго и без устали. Эта программа даёт мастерство в том, как вам самому стать лучше. Шестисеместровая программа "Организационное развитие" (куда входит первый семестр "Моделирование и собранность") даёт мастерство в том, как изменять жизнь вокруг вас к лучшему (а вы в результате тоже станете лучше, но вас будут учить не столько менять себя, сколько менять мир -- и вы тут тоже как часть мира. В результате программы вы будете "директор по развитию", но не себя, а какой-то организации, которая коллективно будет менять мир к лучшему, создавать успешные системы, наносить непоправимую пользу).

Чат поддержки "ОиК" и "Собранности" тоже переименуем, и из двух чатов сделаем один чат поддержки курса, это тоже давно приняли решение, но технически тоже пока тормозим.

Курс "Моделирование и собранность" не самый простой в его текущем виде, и нет ожидания, что его можно радикально как-то упростить. Рекомендуется проходить курс раздел за разделом, обязательно делая задания (мозг будет скрипеть и сопротивляться, но это же не сериал смотреть на диване, это работа, причём над собственными рабочими проектами, задания будут про них, а не "учебные"). Надо будет понимать, что полностью овладеть материалом курса с первого раза может не получиться. Рекомендуется тем не менее не повторять сам этот курс сразу, а сначала идти на курсы второго семестра. Сразу на курсы "Системного менеджмента и инженерии" без курса "Моделирование и собранность" пойти нельзя, ничего понятно не будет. Но вот после прохождения этих курсов будет много понятней, что там было в ходе первого прохождения. Вот тут можно будет и вернуться к содержанию курсов первого семестра, это уже будет осмысленное повторение. Когда вы увидите, как моделирование и собранность используются во всех следующих курсах (системное мышление, методология, системная инженерия, системный менеджмент), они станут будет в разы понятней, будет ведь много примеров. И вы сможете лучше понять, что и как спрашивалось в заданиях при начальном прохождении курса моделирования и собранности.

Увы, "царских дорог в геометрию нет", а сложный граф знаний разложить в чёткую именно последовательность прохождения не получается, всегда будут "отсылки вперёд". В компиляторах это решается двухпроходовостью по всей программе, а не тщательным изучением каждой строчки на первом же проходе, ибо это не слишком помогает. "Студент не понимает, не понимает, а потом привыкает" — так любят про это говорить на мехмате МГУ.

"По моим ощущениям проходить курс стоит наперевес с рекомендуемой литературой. Это дольше, но точно понятнее". Да, именно так. Например, поглядите на то, что пишет студент, который даже сильно позже, чем во время прохождения курса моделирования (онтологики) прочёл книжку BORO — https://blog.system-school.ru/2023/05/04/moi-zametki-po-prochtenii-knigi-boro/

Итого:
-- через пару дней будет только один курс "Моделирование и собранность", его и проходите. Это первый обязательный курс в нашей цепочке курсов, направленных на подготовку директоров по развитию из технарей.
-- в июле начнётся поток с преподавателями по этому курсу. По мере прохождения курса с преподавателем онлайн-курс будет переписываться: более понятные объяснения, устранение замеченных ошибок, включая замеченные несоответствия с материалом второго семестра и включение изменений, которые прошли за это время в мире (всё более чем быстро меняется в современных лучших мыслительных практиках, курсы всегда должны быть свежие!), более чёткие и развёрнутые домашние задания.

Как часто мы ведём наборы на наши семестры с преподавателями? Пока у нас ведут курсы лично авторы этих курсов, за редкими исключениями. Мы понимаем проблему и потихоньку её решаем. Но пока так. Поэтому "живые потоки с преподами" мы по каждому семестру набираем примерно три-четыре раза в год -- всё-таки каждый семестр идёт примерно три с половиной месяца.

Наше отношение к жалобам студентов и абитуриентов на постоянные изменения в курсах
Отдельный вопрос про наше отношение к тому, что "студентам неудобно, вы всё время меняете содержание ваших курсов". Тут у нас чёткая позиция: наши курсы становятся лучше и лучше, но концептуальная проблема по управлению конфигурацией действительно есть, и она связана с ситуацией "я выполнил половину заданий, и тут курс изменился". С одной стороны, "курс -- это софт, обновляйте софт часто, это защитит вас от множества ошибок". Все ведь уже понимают, что софт обновляется прямо по ходу дела, вон как на Майкрософт ругались, но привыкли, что не обновляться нельзя. С другой стороны, Майкрософт при обновлении ОС не трогает данные, а тут студенты иногда говорят "прохождение пропало, я в печали". Да, сейчас чуток штормит, время от времени прохождения курсов исчезали — но постепенно прекращают исчезать, мы точнее и точнее работаем с требованием что-то перепройти при изменении курса. Если там опечатки были поправлены, перепроходить курс не приходится. А вот если заменили полностью текст главы -- можно бы и перепройти, это будет полезно. Думаю, такой подход существенно решит проблему.

Опять же, "прохождение" можно сохранить в виде файла прямо к себе на диск. Но "результаты выполнения заданий" не основное, что остаётся после курса: основное -- это самое свежее мастерство в голове, конкурентное преимущество перед всеми остальными людьми, кто курсы не проходил. Предъявляете вовне в мир работу вашего мастерства, а не ваши "прохождения". Окружающим всё равно, как вы получаете результаты работы, была бы работа сделана. Работа, а не обучение. Обучение -- оно понятно, что какое-то должно быть, но не оно интересует. Поэтому главное -- это иметь шанс получить самое свежее знание. Вот его мы и даём.

Временное решение пользователей с Виндами было — "запретить обновлять винды" в настройках, и некоторые сисадмины решали за всех именно так. Но головной боли от этого было больше у всех. Старьё подводит в самый неожиданный для этого момент, а что оно подведёт -- это как раз и исправляется в новых версиях. К содержанию курсов всё это относится в полной мере.

Как я понимаю, чем заканчиваются такие войны против обновлений, понятно. Обиженных, что они не получают самое свежее немедленно обычно больше, чем обиженных, что им редко что-то меняют. Мы занимаем сторону тех, кто хочет иметь доступ всегда к самому свежему -- и уже самому выбирать, проходить курс из архива, или самый новый курс. Архивы открыты, библиотеки (для тех, кто вообще решил идти по учебникам 18 века, например -- есть и такие оригиналы) открыты, вперёд. Но большинство студентов выбирает свеженькое, и наша задача это свеженькое им дать.

Опыт программ обучения менеджменту стоимостью от 1М+ за несколько лет (в ходе которых, конечно, меняется содержание и менеджмента, и многих курсов) прост: они все делаются более-менее короткими никак не связанными друг с другом курсами, которые читаются преподами, каждый из которых обычно и не подозревает о содержании программ других преподов. Конфигурация не может развалиться, потому как её изначально нет. Связи между понятиями из разных курсов не протухают, ибо их нет. "Нет связности в программе — нет проблемы устаревания", "гильотина -- лучший способ снять головную боль". То, что новые студенты новых потоков получат новые версии курсов — это никого не волнует. В классических западных университетах всё просто: студенты получили какой-то семестровый вариант, прошли его, этот вариант выложили в онлайн. То, что новый поток получил новый материал — никого не волнует, его тоже выложат.

У нас то же самое: каждый очный поток получает всё свежее на текущий момент, ничего не меняется. А что получают заочные потоки — это их проблемы, у них всё дёшево, сами как-нибудь. У наших платных групп преподы тоже следят за тем, чтобы всё в их частях программы было согласовано и всё было свежее.

Так что вопрос больше эмоционально-психологический. Вопрос подачи. Это наше конкурентное преимущество, что вузы меняют курсы раз в год, а мы пару раз в год сейчас успеваем -- у нас ведь исследования тоже идут, мы тут не хуже классических вузов. И мы как-то поддерживаем согласованность курсов разных авторов, устраняя возможные большие концептуальные разрывы в содержании. Мы этим занимаемся специально, а вузы вообще этой "общей конфигурацией знаний" не занимаются, поэтому наши программы из нескольких курсов оказываются лучше, чем аналогичные программы классических вузов. Это наше конкурентное преимущество, а что студенты страдают морально от этой частой замены содержания ("я только в прошлом году прошёл ваш курс, а вы опять его поменяли, мне обидно" или "я уже пятый год откладываю прохождение ваших курсов, всё жду, когда вы их окончательно перепишете"), так я всегда говорю, что студент по определению страдает, ибо работу препода можно автоматизировать, а работу студента — нет. И студент хочет ничего ни учить, ни переучивать, денег не платить и вообще времени не тратить, чтобы всё само новое как-то в мозг заходило, и там обновлялось.

Нет, такого не будет. Кто откладывает прохождение курса только потому, что курс поменяется — ну, на покупке телефонов и ноутбуков это проходили, пусть откладывает. Значит, ему не припекло (ну, или мы не объяснили, как себя вести — проходить то, что есть тогда. когда есть, и не забывать время от времени перепроходить заново — чтобы освежить в памяти и заодно узнать обновления. Хотят жить с инженерией требований в голове — сами себе злые буратины. Не хотят — у нас все курсы открыты, могут без дополнительной оплаты хотя бы учебники перечитать, если проходили старый курс с преподавателями, когда ещё инженерия требований была).

Нужно всегда помнить: университеты не идут на поводу у работодателей и студентов, они ведут их туда, куда те сами бы не пошли — ибо не знают, куда идти, да и идти не хотят, не любят, ленятся. Требование студентов и работодателей "стабилизировать курсы" похоже на то, как IBM называет своё устаревший софт, который очень любит продавать: "софт со стабилизированным функционалом", это такой эвфемизм для софта, который перестал обновляться, разве что в нём ошибки иногда правят -- но новых версий уж точно не будет, команда разработчиков разбежалась. Требование стабилизировать содержание наших курсов, которое отражает изменения в современных мыслительных процедурах -- это как требование "остановите Землю, я сойду". Остановить зеркало, чтобы оно перестало отражать непрерывно изменяющийся мир? Нет, это не к нам. Наши курсы будут отражать всегда свежее знание, с каждой новой версией наши курсы будут становиться лучше, их действенность будет расти. А студенты сами пусть выбирают, по старым версиям курсов им идти (они всегда есть в архиве!), или по новым.

Опять же, мы сами всё понимаем с этими обновлениями. Так, на второй семестр "Системный менеджмент и инженерия" мы примем прошедших курс онтологики и собранности любых версий, в онлайн или с преподавателем. Другое дело, что принимать людей, которые не проходили онтологику любых версий -- нельзя, это мы уже осознали на опыте многих потоков. Надо понимать, как работать с присвоением типов и не вздрагивать от слова "онтология". Опыт показывает также, что улучшения в рабочих проектах идут сразу по прохождении материала первого семестра, ещё до того, как начали проходить материал второго семестра -- и это верно для практических всех версий старых курсов, которые вошли в их современном виде в "Моделирование и собранность". Так что версии важны, и не важны, курсы всё равно надо проходить, а через некоторое время всё равно перепроходить, чтобы синхронизироваться не с ШСМ, а с жизнью.