Почему изменения внешней среды и порождаемые ими неустроенности и фрустрации являются основной движущей силой эволюции человека? Фрустрации - противоречия между уровнями системы (например, системы человек и системы окружающего его мира) могут быть временно сняты (временное равновесие) путем эволюции его знаний - обучения или самообучения. Фенотип воспринимает информацию об изменениях окружения и передает ее в фенотип - накопитель полученных ранее знаний. Фенотип постепенно сравнивает информацию с имеющимися в нем фундаментальными принципами и формирует новые паттерны поведения в изменившемся окружении. Эти паттерны фенотип реплицирует обратно в фенотип, как руководство к действию. Если результат действий не вызывает фрустрации с окружающей средой, паттерн поведения успешен и наступает временное равновесие при продолжающихся и непрерывных внешних изменениях. Равновесие длится до тех пор, пока реплицированные паттерны не начинают снова вступать в конфликт с реальностью. Поскольку все вокруг меняется и фрустрации вновь появляются, необходима дальнейшая эволюция - обучение или самообучение для изменения мышления/поведения и очередного снятия противоречий. Такое рассуждение контринтуитивно для человека. Он считает, что, если у него что-то получается, то это правильно и лучше это не изменять. Люди боятся изменений, поскольку они ведут в неизвестность, а старые практики уже подтвердили себя, как эффективные, поэтому их трудно и страшно изменять.
Самообучение происходит через собственное обьяснение/размышление/исследование, через собственные пробы и ошибки. Но человек боится ошибок и старается сохранить все, как есть. Особенно, если, применив новые знания, он терпит неудачу.
Такое обучение может оказаться особенно вредным, если происходит применение чужих размышлений/обьяснений/исследований, которые уже устарели или не подходят к ситуации применения. Реальность уже изменилась, паттерны устарели, действия будут неэффективны и вызовут противоречия с реальностью. Такая ситуация как-бы подтверждает опасность выхода из статус кво. Вероятно, есть два пути для успешного деятеля (желательно не отдельные, а обьединенные в один) - непрерывно получать новые знания от мыслителей/исследователей и самому быть мыслителем/исследователем. Однако, можно обнаружить третий, вероятно, самый трудный путь - путь непрерывного совершенствования. На этом пути паттерны поведения, не следует считать чем-то постоянным, или даже временным, но вечно преходящим и аллертно изменяющимся в зависимости от внешних событий. Третим путем, конечно, гораздо проще идти не деятелю, пассивному наблюдателю - аналитику, который просто созерцает внешние изменения, принимает их, наслаждается целостностью своего фенотипа с генотипом. Для созерцателя это просто, поскольку между внешними изменениями и внутренними реакциями отсутствует созидательное действие, с восторгом воспринимаемое как "недеяние". Но для деятеля третий путь - это путь непрерывно-деятельного наблюдения, размышления, исследования обучения новому.