Сегодня, обилие обучающих курсов от различных онлайн платформ пестрят заголовками о быстром освоении новой профессии, повышении квалификации, "одипломливании" и пр. Рекламенные заголовки кричат о высоких зарплатах у будущих специалистов "передовых" профессий, зазывая в свою воронку все новых и новых клиентов.
Слушателям предлагаются множество программ обучения. От глубоко технических направлений, до менеджерских, дизайнерских и даже психологических сфер. Ощущение от быстрых побед (высокого оклада) после обучения многим потенциальным студентам вскруживает голову. Студенты могут броситься во все тяжкие.
Слушают лекции, выполняют домашние задания, изучают программные инструменты в своей сфере.
Полагаю, что бОльшая часть учебных курсов на этих платформах нацелена на тренировку прикладных практик (мастерства). Студенты обучаются как "давить на правильные кнопки" в фотошопе, чтобы обработать фотографию. Как применить agile в управлении проектами. Как "проработать" обиды при помощи техник самоанализа. И это правильно, понятно и необходимо. Именно здесь и находится конечная область решений.
Представим, что нам необходимо обработать фотографии после мероприятия, однако у нас нет нужных прикладных навыков. Мы обращаемся к специалисту с прикладными практиками и он выполняет нужные действиями в фотошопе при помощи манипулятора типа "мышь". Мы получаем красивые фото, а специалист – оплату. Все довольны.
Проблема в том, что специалист "затачивается" под решение конкретных задач (в этом и смысл прикладных практик). С одной стороны, он извлекает материальную выгоду из своих навыков (делая понятные и конкретные рабочие продукты), с другой – становится заложником своих же навыков. Необходимо проходить периодическое (и, конечно, чем чаще – тем лучше) переобучение новым прикладным практикам. Совокупность "прикладных мастерств" такого специалиста можно сравнить с многофункциональным, комбинированным ножом. В ноже есть всевозможные открывашки и резалки для любой жизненной ситуации: от нарезания колбасы, до распиливания металлической трубы.
Это нужно, это востребованно и это оплачивается.
Что же предлагается взамен? Действительно, сложно представить ситуацию, при которой оплачиваться будет работа "специалиста по филосовствованию". Но предлагаю попробовать подумать о ситуации немного в другом ключе. Вопросы можно поставить так: "какие будут востребованы прикладные практики вообще?", "как мне быстро разобраться в новой практике и ситуации?", "а соответствует ли эта практика моим целям и решает ли мои неудовлетворенности?", "как мне коммуницировать с окружающими людьми, для нанесения непоправимой пользы?".
Очевидно, что это не просто очередная прикладная практика. Для погружения в новые ситуации (а не воспроизведения решения в похожих ситуациях, на что и направлены прикладные практики), был придуман методологический аппарат с описанием каркаса решения. Т.е. каждая новая ситуация должна "прогоняться" через этот механизм, нарезать сложную задачу на понятные блоки и взаимоувязывать их.
И только после этого увязывания переходить к выбору конкретных прикладных практик.
Грубо говоря, прежде чем пользоваться универсальным ножом, надо ответить на вопрос: "кому и что именно нужно?", "а вообще нужен ли нож или может тут просто надо краской покрасить?". И чтобы ответить на эти вопросы требуется подключение интеллекта , описание систем и выбор практик. И уже после этого при помощи выбранных практик, создаются успешные системы для всех проектных ролей.