Мета – это толщина мазка кистью по холсту. Чем тоньше линия, тем меньше степень «мета»

Это пост-рассуждение, я пишу его для себя, чтобы закрепить знания из курса Онтологика и коммуникации. Здесь я могу ошибаться. Если вы увидели ошибку, пожалуйста, напишите о ней в комментариях – разобрать её будет полезно и вам, и мне, и другим читателям.

Язык и мета-язык – это как дисциплина и трансдисциплина

В моём понимании язык отличается от мета-языка плотностью концептуальной сетки / уровнем абстракции (не путать с размытостью).

Плотность концептуальной сетки – это насколько одинаково об одном и том же понятии думают разные люди.

Абстракция – это насколько понятие связано с другими. Мы можем говорить, что эта абстракция хорошо связана с другими понятиями, когда множество людей говорят о ней одинаково. Например, вы и я с большей вероятностью подумаем о разном при слове «ответственность», чем при слове «персональный компьютер».

Чем плотнее концептуальная сетка, тем менее абстрактным является понятие.

Вот так же оно работает с языками и мета-языками. У нас есть человеческий язык (русский, английский, любой). А есть фреймворк «системное мышление», который использует слова русского языка, чтобы создать свой «над-язык».

Например, если до изучения системного мышления вы при слове «роль» представляли образ Джонни Деппа, то почитав литературу по системному мышлению вы при этом же слове «роль» думаете о визионере, инженере и менеджере, а также о многих других ролях и в довесок у вас в голове всплывает: «роль = функция».

Как дисциплина относится к трансдисциплине, так язык относится к мета-языку.

Трансдисциплина – это и есть мета-язык. А конечный язык в самой его мельчайшей (детализированной, подробной) концептуальной сетке – это обычный язык. То есть когда вы ещё не знакомы с трансдисциплиной (например, с математикой), то с вами пока ещё разговаривают на обычном человеческом языке (например, на русском). Продолжая изучать трансдисциплину, вы узнаёте её понятия. И если вам сначала, чтобы понять, приходилось вдумчиво слушать долгие объяснения, что такое интегралы, корни и матрицы, то теперь вы сами бегло щебечете на математическо-птичьем и больше не нуждаетесь в расшифровке.

Опыт обращения с языками и мета-языками

Это весь профессиональный опыт. Если «обычный человеческий» язык – это самый подробный и детальный уровень, то мета-языки – это всякое обобщение, строящееся на основе обычного языка. Уровней мета может быть много: чем больше входит в матрёшку, тем сильнее её степень «мета». Только это не совсем классическая матрёшка – в каждой находится не одна, а несколько матрёшек.

Возьмём в пример обучение теории композиции. Автор курса русским или любым другим человеческим языком подробно рассказывает: есть вот такие три основных приёма композиции (паттерн, центрированная и ассиметричная), вот это мы называем ритмом (это когда на протяжении ролика мы то и дело переключаемся между этими тремя типами композиции, то есть не используем во всём ролике только лишь один из них). Сначала с тобой разговаривают на уровне обычного языка / на объектном уровне. А вместе с этим вводят понятия и учат их использовать, чтобы затем ты мог мыслить на мета-языке: учат группировать объекты и выделять важное. После курсов композиции ты начинаешь понимать, почему какие-то ролики тебя цепляют больше, чем другие.

Посмотрим другой пример, теперь по нашей теме. Когда проходишь курс Онтологика, тебе здесь тоже человеческим языком объясняют: «ложка» и «стол» – это объекты, «лежит» – это отношение, а вместе эти два понятия (объект и отношение) складываются в кортежи (ложка лежит на столе), а кортежи складываются в онтологии.

А ещё есть описания, они тоже важны и у них свои нюансы: в описании есть знаки, которые отсылают к объектам и к отношениям между ними (к кортежам и онтологиям), при этом описания нас интересуют как объект ментального пространства, а не как физический носитель в пространстве-времени.

Ситуации обращения с цепочками язык - мета-язык

Всякий переход между уровнями абстракции / плотности концептуальной сетки – это и есть ситуации обращения с цепочками.

Вот вы объясняли ребёнку, как покупать хлеб и макароны: бери в зелёной упаковке с красным овалом сверху, а если таких не будет, то возьми жёлтые с красным и изображением девушки посередине. Хлеб бери белый, похожий на кирпич – вот как мы обычно едим дома. А если такого не будет, то бери лепёшку – ты такие тоже видел, мы их уже ели.

А со временем этому же ребёнку вы начинаете пояснять на мета-языке и говорите просто: сходи в магазин, возьми макароны и хлеб. Точь-в-точь, как вас учил автор курса композиции, и точно так же как Пион Медведева, Крис Партридж и другие учили вас онтологии.

Мета-язык / Трансдисциплина / Степень абстракции выше
Язык / Дисциплина / Степень абстракции самая низкая