Итак, как было упомянуто в части 1 (с которой стоит начать, если вы вдруг сразу оказались здесь), экзокортекс это расширение мозга, его функций мышления и памяти. Основной частью его воплощения (но не единственной) является система Personal Knowledge Management, или, для простоты система ведения заметок (но может быть еще и файлов).
Тьяго Форте предлагает метод работы с заметками, который он называет CODE. Главная идея метода состоит в том, что мы не просто копим абстрактные знания, но знания привязанные к нашей деятельности, а значит заметки должны приводить к зримому результату, изменению физического мира. Таким изменением может и запись в блоге, и ремонт в доме, и все что угодно. (И, согласитесь, это очень соответствует философии ШСМ, не так ли?) Соответственно, метод предлагает конкретный пайплайн для конвертации собираемой информации в действия.
Эту модель вполне можно воспринимать обобщенно. Тьяго предлагает свои варианты реализации каждой стадии (и о них будет дальше), но в принципе ничто не мешает их кастомизировать под себя (о вариациях тоже поговорим). Главная идея: не сваливаться в только накопление информации, но создавать из нее продукты.
Пройдемся по стадиям.
Capture
Какого рода информацию вообще стоит сохранять?
- Все что резонирует в окружающих информационных потоках (статьи, блоги, подкасты) импортируем в виде кусков текста
- Заметки к книгам сделанные в ридере импортируем сюда же
- Собственные мысли по поводу прочитанного, услышанного, наговоренного, мышление письмом, личный дневник
- Материалы к рабочим проектам: важные письма, документы, выписки, списки, чек-листы, данные, слайды, excel-таблички, и все такое прочее
Короче, все, для чего требуется память.
Что не следует сохранять?
- Самую чувствительную информацию (например пароли), все-таки это не самое секьюрное место
- Очень большие файлы которые могут сказаться на производительности системы, доступности на разных устройствах и т.п.
Однако существует риск увлечься накоплением. Слишком много информации создает и дополнительную нагрузку на поддержание заметок большинство из которых никогда не понадобятся, затрудняет поиск действительно нужных заметок. А наша цель не копить, а изменять мир. Для качественной фильтрации входящих потоков информации предлагается техника 12-ти проблем Ричарда Фейнмана.
Техника 12-ти проблем
Идея техники заимствована у Ричарда Фейнмана и состоит в том, чтобы сформулировать 12 интересующих вас проблем (вопросов, целей, тем, и конечно не строго 12), и затем, когда попадается какой-то интересный кусок информации, сверяться с этим списком: может ли информация помочь в решении какой-то из проблем? Таким образом мы фильтруем входящий поток информации в соответствии с актуальностью именно для нашей жизни.
Вот пример личного списка Тьяго:
- Как я могу создать эффективное онлайн-обучающее сообщество, которое поддерживает себя?
- Как я могу перенести принципы из теории ограничений Голдратта в современную работу со знаниями?
- Как я могу каждый день готовить здоровую пищу для своей семьи, которая не занимает слишком много времени и при этом имеет приятный вкус?
- Как я могу тренироваться с радостью каждый день?
- Как будет выглядеть окончательное корпоративное предложение для нашей программы «Создание второго мозга»?
- Как я могу создать успешную компанию, которая обслуживает людей по всему миру, сохраняя при этом свое свободное время и душевное спокойствие?
- Как мы можем создать лучшую в мире бесплатную библиотеку контента для цифровых заметок на YouTube таким образом, чтобы это было финансово устойчивым?
- Как можно использовать информатику для личностного роста людей?
- Как я могу научить своих детей вечным ценностям и принципам, если мои собственные постоянно развиваются?
- Где в мире мы хотим жить (и как долго), чтобы вдохновить чувство приключений и новизны, а также обеспечить стабильность и прочную дружбу для наших детей?
- Как я могу поддерживать и помогать людям, которые мне небезразличны, не мешая их собственному обучению и росту?
- Какова правильная структура нашей компании, чтобы дать каждому свободу и баланс, а также стимулировать личный рост и прогресс?
Важно, что это нетривиальные и открытые вопросы, провоцирующие мышление и поиск. Подробнее о составлении хорошего списка стоит почитать здесь: https://fortelabs.com/blog/series/12-favorite-problems/ И, разумеется, список можно и нужно время от времени пересматривать и уточнять.
Organize
Существует множество методов организовывать важную информацию. Выбор зависит как от личных предпочтений, так и от типа деятельности который поддерживается системой заметок. Например, Zettelkasten организует заметки по контексту и отлично подходит исследователям, которые разрабатывают какую-то тему, как это делал Луман. Или писателям. Вариант Левенчука, - все складывать в публичный блог, - в принципе разновидность Zettelkasten. Но этот подход ничего не предлагает для приземленной проектной деятельности: куда мне положить список вещей в путешествие, рабочие meeting minutes или идеи для ремонта на кухне? Какие-то подходы (в том числе Tiago Forte) предлагают организовывать заметки в связи с деятельностью. Какие-то подходы организуют заметки по темам (Maps of contents), какие-то по датам (Daily Notes), какие-то не организуют вовсе, а полагаются на поиск.
Далее я опишу систему P.A.R.A. от Тьяго Форте, которая оказалась мне наиболее близка, но рекомендую изучить разные и найти свой (Zsolt Viczian сделал краткий 17-минутный обзор самых распространенных, который я очень рекомендую посмотреть). Кроме того, разные подходы вполне можно комбинировать - они не противоречат друг другу, вполне можно сочетать, пробовать разное и менять. Главное не сильно усложнять и учитывать стоимость поддержки системы во времени. Так, я сейчас использую сочетание P.A.R.A. и Daily Notes, в дополнение, вот, пробую использовать блог для разработки темы Экзокортекса.
Метод P.A.R.A.
Попытки делить заметки на категории, вроде “Психология”, “Архитектура”, и т.д. в перспективе приведут к значительным усилиям на поддержание иерархии, трудностям поиска в ней, а кроме того вид одних и тех же неизменных папок на протяжении лет может действовать демотивирующе.
Вместо этого предлагается организовывать куски информации для удобства действия с ними. Не по типу информации, а по типу действия над ней. По Actionability. Основной вопрос, который стоит себе задавать: “Как это поможет продвинуть мои проекты?” И в зависимости от ответа выбирать место.
Тьяго предлагает организовывать все материалы всего в четырех папках с не более чем тройной глубиной в них.
Projects - самая посещаемая папка. Здесь все текущие проекты, имеющие конкретную цель и ограниченные во времени. Одна подпапка - один проект. Внутри - все к ней относящееся с минимальной подиерархией. Может три заметки, может двести. В основном будет хватать всего трех уровней иерархии. Каждый проект когда-то закончится и будет перемещен в папку Archives.
Areas - некоторые постоянные зоны ответственности, которые требуют регулярного внимания, но не ограничены во времени как проекты. Здесь могут быть папки посвященные здоровью, саморазвитию или финансам. Эти папки посещаются реже, чем проектные, но чаще, чем следующие.
Resources - папка связанная с постоянными интересами, всякая полезная информация, которая может пригодиться в будущем.
Archive - все из трех категорий выше, что более кажется не актуальным, но, если что, можно найти в будущем.
Заметим, эта структура не исключает использования ссылок между документами - благодаря им мы одновременно можем использовать остальные подходы вроде Zettelkasten или Daily Notes. Ну и поиск тоже никто не отменял, так что в "дальних" папках Resources/Archives можно позволить себе некоторый хаос.
Перемещение заметок между папками - естественное дело. Так, я могу собирать ссылки и материалы по изучаемому мной французскому языку в папку Areas, но для подготовки к экзамену взять часть из них в соответсвующий проект раздела Projects, а позже переместить эти материалы в Archives. И здесь проявляется психологическое преимущество подхода: момент завершения проекта становится зримым, мы видим движение (особенно в папке Projects), а значит прогресс (который мы бы не видели раскладывая материалы по категориям) и это здорово поддерживает мотивацию.
А кроме того, вся структура отражает нашу реальную деятельность и адаптируется под нее: самое нужное кладем близко и туда куда ходим часто, редко используемое - подальше.
В результате структура может выглядеть как-то так:
Еще может быть полезной папка Inbox (с той же целью что в GTD). Тьяго сам ее имеет, но в общей модели не упоминает.
Если структура со временем протухает, Тьяго предлагает примерно раз в год устраивать перезагрузку: все скопом переносить в Archives (если что понадобится, найдем поиском или по ссылкам), а "деятельностные" папки начинать с чистого листа.
Больше информации по методу P.A.R.A.: https://fortelabs.com/blog/series/para/
Продолжение: Часть 3. Экзокортекс. Использование заметок.