Реплицируясь, мем мутирует. Мутируя, мем живёт

Откровенно говоря, мне нет особого дела до оценивания действий других (см. выше про “ТТХ”). Если другие меня не трогают руками, в печь не ставят, и на том спасибо. А заочно — могут меня даже бить! (@r-yudichev , спасибо за мемасик!)
Тут бы со всеми своими “личинами” разобраться. А другие — по остаточному принципу…

А то, о чём Вы, Елена, пишете, то для меня это всё в рамке “дело личного выбора каждого”. И во многом зависит от личности исполнителя: готов ли он исполнять роль по чужим практикам? — Не каждый готов, особенно на длинных дистанциях. Но всё-таки таких большинство (субъективное оценочное суждение).
А по чуждым для него практикам? — таких я тоже знаю. Разные обстоятельства, разные причины.

Заземляюсь.

Я — волонтёр ШСМ. Я — “идейник”, денег за свои скромные труды не беру ни по агентскому договору, ни уж тем более по трудовому. Поэтому мне проще. В некотором смысле (метафора):

Но вера в ШСМ меня держит. И я верю Ц.В. Церенову и А.И. Левенчуку — нет у меня сейчас оснований полагать, что руководители ШСМ делают что-то исключительно во благо себе. Я бываю на многих непубличных совещаниях. И я вижу, что там работают для людей. Включая и тех, то ещё про ШСМ и не слышал.

1 лайк

Андрей Анатолтевич, спасибо огромное за такой подробный ответ! Не ожидала, что вы потратите столько времени, это очень ценно (возникает вопрос, чем я заслужила, чтобы уважаемый человек столько времени на ответ мне потратил, неожиданно приятно).

У меня как у недокультуролога сразу замечания по этой модели:

Личность-Команда — нравственность переходит в мораль.

Команда-Сообщество — мораль переходит в корпоративную культуру.

Сообщество-Общество — корпоративная культура переходит в идеологию.

Общество-Человечество — идеология переходит в миф — в мета-идеологию “Общечеловеческие ценности”.

Все, до чего мне удалось дотянуться в плане изучения мифа, ее опровергает. Миф возникает на уровне личность-команда и пронизывает все уровни. Песенка о том, как грудного ребенка поят на похоронах спиртными напитками (вы ее знаете точно) – как раз закладывание картины мира, основаной на архаичном мифе.

  1. Любой ретранслятор будет одинаково неэффективен — если следовать гипотезе, что “человечество” — это миф.

А здесь вы используете слово «миф» в ругательном смысле) Да, и человечество, и общество неоднородны, я уверена, что воздействовать на всех сразу – это не воздействовать ни на кого.

Насчет Докинза – несмотря на то, что насчет мема копья ломаются и его ухватить сложно, я считаю, что Докинз прав (если даже интернет-мемасики влияют на умы и мировосприятие людей), и сконструировать культурный мем, который будет использовать среду можно, но это очень высокая, тонкая и рафинированная техника.

Елена, прошу Вас уточнить: какие лично Вы вкладываете смыслы в слово “просвещение”?

Просвещение - это процесс распространения знаний и образования, который включает в себя критику традиционных институтов и обычаев, развитие научного мышления, реформаторскую систему и формирование общественного мнения.

Вот вполне. А заземляется через то значение, которое дано в интеллект-стеке. Иные смыслы рассыпаются, не ухватить их мне (вроде как «облагодетельствование общества для всего хорошее и против всего плохого»).

нет у меня сейчас оснований полагать, что руководители ШСМ делают что-то исключительно во благо себе.

А я думаю, что когда во благо и себе, и другим – это лучше всего)

Елена Александровна, как “недокультуролог недокультурологу”…

Во-первых, спасибо за критические замечания. И за то, что задаёте вопросы, над которыми я задумываюсь. Долго размышляю. Ищу разные ответы, пытаюсь смотреть с разных сторон. И вот, что я надумал за эти дни.

В моём тексте от 2022 года (а не “везде-везде” — только в моём тексте), где я использовал слово “миф”, я преследовал передать посыл близкий к:

"миф — это то, что нельзя рассматривать с точки зрения науки. Миф существует в речи (в текстах), а в физическом мире — нет (миф проявляется в неосознанном поведении людей). Миф нельзя фальсифицировать по Попперу. Миф обитает в квадранте “**ненаучное, но истинное суждение” (миф проявляется в поведении — т.е. он есть. Но его нельзя опровергнуть даже мысленно — его нет).

Вот примерно так я рассудил в 2022 году, когда излагал комментируемый Вами текст.
Но тогда никто не уточнил за “миф”, и хорошо, что два года спустя, вопрос таки появился.

Я провёл маленькое исследование. Поверхностное. Даже ссылки на источники перепроверять не стал, т.к. мне было интересно, что в представлении “начитанного обывателя” (а именно так я воспринимаю текущие версии AI-LLM) означает слово “миф”. Интересно для того, чтобы экспресс-синхронизацию получить…

Вот что у меня получилось:

Для составления таблицы, в которой будет отражена динамика изменения толкований слова “миф” за последние 300 лет с точки зрения разных научных подходов, были найдены следующие источники:

  1. Статья “Миф и мифология в мировой культуре”[1] рассматривает мифологию как науку, изучающую мифотворческую деятельность сознания, которая сопровождает всю историю первобытного и цивилизованного человечества с его развитыми формами культуры. С течением времени спектр значений слова “миф” сжался. Средневековье оставило свой отпечаток на понятие “миф”, сузив его значение до обозначения языческих верований или форм фольклорного творчества, наделенных отрицательными оттенками. В XX веке наблюдалась тенденция к полисемантизации термина “миф”, и в современной культуре можно заметить его многозначность.

  2. Статья “Национальный миф”[2] определяет национальный миф как вдохновляющий нарратив или историю (рассказ) о прошлом народа или нации. Часто служит важным национальным символом и поддерживает систему ценностей.

  3. Статья “Политические мифы”[3] определяет политический миф как идеологический конструкт, который используется для формирования общественного мнения и легитимации власти. Политические мифы могут быть как историческими, так и современными.

  4. Статья “Миф как одна из основ традиционной культуры”[4] рассматривает понятие “миф” как одного из базовых компонентов (основ) традиционной культуры. Преобладание мифологического сознания относится главным образом к первобытной эпохе и связывается в системе смысловой организации которой миф играл доминантную роль.

  5. Статья “Креационизм”[5] определяет креационизм в биологии как концепцию, сформировавшуюся в конце XVIII - начале XIX века в рамках перехода к систематическим исследованиям в таких сферах, как биология и геология. Креационизм отрицает эволюционную теорию и утверждает, что все виды живых организмов были созданы Богом.

Для наглядности, таблица с изменением толкований слова “миф” за последние 300 лет с точки зрения разных научных подходов представлена ниже:

Научный подход Толкование слова “миф” Динамика изменения толкований
Филология Миф как авторское произведение, уподобленное мифологическому[6] Неизвестно
Социология Миф как один из базовых компонентов (основ) традиционной культуры[4] Преобладание мифологического сознания относится главным образом к первобытной эпохе
Политология Политический миф как идеологический конструкт, используемый для формирования общественного мнения и легитимации власти[3] Неизвестно
Культурология Национальный миф как вдохновляющий нарратив или историю (рассказ) о прошлом народа или нации[2] Неизвестно
Биология Креационизм отрицает эволюционную теорию и утверждает, что все виды живых организмов были созданы Богом[5] Неизвестно

Из представленных источников можно сделать вывод, что толкование слова “миф” с точки зрения разных научных подходов менялось в зависимости от эпохи и культурных традиций. Однако, динамика изменения толкований за последние 300 лет не была найдена в представленных источниках.

Citations:

[1] http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2017/02/2017-02-08.pdf
[2] Национальный миф — Википедия
[3] Политические мифы — Википедия
[4] Миф как одна из основ традиционной культуры (социально-философский анализ) – тема научной статьи по прочим социальным наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[5] Креационизм — Википедия
[6] https://core.ac.uk/download/pdf/197418572.pdf
[7] Социальная мифология в пространстве повседневности и масс-медиа – тема научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[8] Политический миф: рациональная видимость и иррациональная суть – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[9] Книга "XVIII век: античные мифы и просветительские утопии. Коллективная монография" - купить книгу в интернет-магазине «Москва» ISBN: 978-5-00165-708-8, 1164389
[10] https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2529/1/urgu0748s.pdf
[11] http://www.science.vsu.ru/dissertations/5053/Диссертация_Иванов_А.Г..pdf
[12] Отличительные особенности политической мифологии – тема научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[13] МИФ О РАЕ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[14] Проблема исследования мифологизма и сюжета мифа как элемента сюжетной структуры в русской прозе конца XX начала XXI в – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[15] 7 мифов об античности • Arzamas
[16] https://mgimo.ru/upload/iblock/373/373c7c31ac86726ec66eb531708f3a51.pdf
[17] Диссертация на тему «Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе Русского Просвещения», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 10.01.01 - Русская литература
[18] Мифология — Википедия
[19] Социальные мифы современного российского общества: основные направления и результаты исследования – тема научной статьи по социологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[20] Диссертация на тему «Политические мифы в политическом процессе современной России», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
[21] Диссертация на тему «Социальная мифология и ее роль в развитии общества», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 09.00.11 - Социальная философия
[22] https://mgimo.ru/files2/2015_07/up52/file_1461603bd457f1471ea69595901334ed.pdf
[23] https://istina.msu.ru/download/3040820/1elZOo:D5mP3yD6MUM10koxKwIXrlTn6Yo/
[24] 23 мифа, которые раздражают ученых • Arzamas
[25] https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1407695001

Сходство и различия научного и бытового понимания мифа для политологии, социологии и филологии:

Сходство

  • Сходство с бытовым пониманием: В современном контексте мифы могут рассматриваться как искажения реальности для выполнения конкретных задач, будь то идеологические, рекламные, политические или юмористические. Они также могут быть связаны с распространением фейковых новостей, городских легенд, конспирологии и теорий заговора[1].

Различия

  • Политология: В политологии миф рассматривается как идеологический конструкт, используемый для формирования общественного мнения и легитимации власти[3].
  • Социология: В социологии миф рассматривается как один из базовых компонентов традиционной культуры, обладающий мифологической природой, который зародился и существует в культуре научно-рационального общества[2].
  • Филология: В филологии миф может рассматриваться как авторское произведение, уподобленное мифологическому, а также как культурное явление, обладающее мифологической природой[6].

Итак, сходство научного и бытового понимания мифа заключается в том, что в современном контексте мифы могут рассматриваться как искажения реальности для выполнения конкретных задач. Однако, принципиальные различия возникают в том, как каждая научная дисциплина трактует и использует понятие “миф” в своем контексте и исследованиях.

Citations:

[1] Что такое современные мифы и как они влияют на жизнь | РБК Тренды
[2] Современные мифы — Википедия
[3] Научный миф как основа современного научно-популярного текста – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[4] https://docspace.kubsu.ru/docspace/bitstream/handle/1/1329/Постмодернистские%20схемы%20мифомышления%20в%20современной%20русской%20прозе.pdf?isAllowed=y&sequence=3
[5] Социальная мифология в пространстве повседневности и масс-медиа – тема научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[6] Литературный календарь мифов и легенд 2024
[7] Почему мифы разных народов похожи • Arzamas
[8] Мифологическое сознание — Википедия
[9] Мифология как эволюция форм социального восприятия – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[10] https://core.ac.uk/download/pdf/84905554.pdf
[11] Как встречать 2024. Зеленый Деревянный Дракон — символ наступающего Нового года – блог интернет-магазина Порядок.ру
[12] Сравнение как логическая основа обыденного и научного познания – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
[13] Мифология и наука как унифицированные модели причинно-следственных связей реального мира
[14] http://www.science.vsu.ru/dissertations/5126/Автореферат_Иванов_А.Г..pdf
[15] Диссертация на тему «Диалектика мифа и политическое мифотворчество», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 09.00.06 - Философия религии
[16] Миф — Википедия
[17] III МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И ,В ЧАСТНОСТИ ,ПРИМИТИВНО_НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ
[18] Лекция 4. Социальный миф в политическом процессе
[19] Символ нового 2024 года: характеристика, прогнозы, наряды, декор дома, подарки и приметы – блог интернет-магазина Порядок.ру
[20] https://www.psiac.ru/sites/default/files/asp_doc/referat_po_filosofii_nauki.pdf
[21] https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/GmQdYP9zT3.pdf
[22] "Современная мифология" - новые поступления в электронный каталог. Новинки ЭК
[23] Мифы современности: во что человек верит сегодня
[24] http://www.science.vsu.ru/dissertations/5053/Диссертация_Иванов_А.Г..pdf
[25] Конференция "Алхимический миф: вариации контекстов" | Философский факультет

Отвечаю на вопрос про слово “миф” в моём тексте от 2022 года

  1. Слово “миф” было использовано мной, скорее, в бытовом понимании:
    «искажения реальности для выполнения конкретных задач, будь то идеологические, рекламные, политические или юмористические. Они также могут быть связаны с распространением фейковых новостей, городских легенд, конспирологии и теорий заговора»

  2. В части

вы используете слово «миф» в ругательном смысле

Возможно. На Ваш взгляд — да. На мой — … Вам виднее.

С мифом все очень непросто, Лосев вообще, насколько помню, говорил, что любое высказывание есть миф. Агранович объясняла миф как чисто человеческое осмысление реальности, что это только кажется, что вот вышли из мифа, оглянулись: «А, это был миф!», и начинаем жить вне его. Как бы не так – попадаем в новую мифологическую реальность. Короч вся культура, наука, искусство вышли из мифа.

Да-да. Поэтому я шёл по цепочке нематериальных, но реальных сущностей: “нравственность”, “мораль”, “этика”, “корп. культура”, “идеология”, “миф”.
И поэтому, если кому удастся создать “миф мирового масштаба” типа “общечеловеческие ценности” в редакции, актуальной для 21 (22?) века, тот и сможет [в моём понимании] сделать то, о чём Вы ранее ставили вопрос:

Ретрансляторы вторичны. Хоть на бересте в пивной бутылке по Волге. Хоть на туалетной бумаге Почтой России. Лишь бы “миф” был создан подходящий.

Я ни в коем случае не хочу быть человеком, приносящим дурные вести, но нет, ретрансляторы не вторичны. Вы повторяете миф (в ругательном смысле) об одной центральной идее, которая должна на автомате сработать, восприняться. Нет, не работает оно так. И я, как адепт МиС, снова отсылаю к курсу, к изучению прагматической референции, созданию аффордансов – потому что какая бы чистая и светлая идея ни была, она пролетит мимо внимания без всего этого, особенно у тех, у кого понималка не созрела.

Попробую “синхронизироваться” с Вами.

Кмк, в моей реальности, “ругательная” может быть коннотация. Т.е. эмоциональный/тональный аспект высказывания.

  • у Вас, Елена Александровна, как-то иначе? В Вашей реальности?

Кмк, если про «смысл мифа», то это про другое. В моём тексте слово «миф» близко по смыслу с тем, который вкладывают в слово «легенда» авторы проекта «Разрушители легенд» (в русской озвучке — «Разрушители мифов»):

Или примерно тоже самое, что и автор вот этого видео.

Строго говоря, слово «миф» в моей лексике, в значениях, отличных от “дисциплинарных” :

появилось не так давно.

В 2001 году, находясь в Мещере, от Т.В. Гагина я впитал в себя понятие “мифа” в том значении, в котором потом (в 2008?) Тимур Владимирович письменно изложил в своей книге (в соавторстве с С.С. Бородиной) — это книга «Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана».

  • В сети она есть…

Понимаю, что я категорически не прав в том, что отсылаю Вас к прочтению целой книги, вместо того, чтобы тут в комментарии изложить “самое суть” понятия “миф-в-А2Т-значении-для-поста-прямо-тут”, но.

  • Помните, в начале ветки там было про ТТХ?

Но у нас тут разделение труда. Пусть этим занимается мой Ты. Это его задача давать подробные разъяснения. А моя — ставить перед Ты задачи и требовать их выполнения…

  • А ещё, мне почему-то кажется, что Вы тоже читали книгу «Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана»… да? Она такая забавная… забавная такая штука «миф»…

Нет, не читала. Не интересна мне эта книга.

А Вы в каких значениях слово «миф» для себя определяете? В рамках академической науки? Или ещё как? — “Недокультуролог” для меня звучит совсем неопределённо. Любое слово могу подставить, а интерпретация сказанного Вами для меня не меняется.

Пожалуйста, поясните. Можете давать ссылки на книги-учебники. Мой Ты ознакомится со временем…

Да, академическая наука: Бахтин, Лосев, Баркова, Агранович.

1 лайк

Елена Александровна, прошу уточнить.

Ниже перечень персоналий, составленный мной с помощью поисковика perplexity.ai

Прошу ознакомиться и дать критику (я исправлю текст ниже).

  • Михаил Михайлович Бахтин (внёс значительный вклад в область литературы и филологии. Его работы о литературе имеют корни в “народных праздниках” - карнавалах и мистериях древности, и он рассматривал литературу как часть культурных практик. Бахтин также изучал роман как жанр, анализируя произведения Ф.М. Достоевского и И.А. Гончарова [1]).

  • Алексей Фёдорович Лосев (внёс вклад в развитие философии, культурологии и литературы. Он видел в искусстве сложное, целостное, развивающееся образование и связывал понятие идеи как предельно выразительной познаваемой формы вещей с представлениями о пластической четкости, существовавшими в античной культуре [2]).

  • Софья Залмановна Агранович. Помню, Вы упоминали её в одном из интервью. Была фольклористом, филологом и литературоведом. Она занималась исследованием взаимоотношений фольклора и литературы, мифа и языка, а также тем, как архаические структуры языка и мышления представлены в литературе. С. З. Агранович является основателем исследовательской школы теоретической фольклористики. Она была ученицей А.Н. Веселовского и А.А. Потебни, а также преподавала в Самарском государственном университете. Её труды включают в себя монографии, статьи и лекции, в которых она исследовала фольклор, мифологию, эпос, архетипы в русской литературе и другие темы. Некоторые из её работ: “Миф в слове и поэтика сказки”, “Мифология, язык и фольклор как древнейшие матрицы культуры”, “Человек двусмысленный”, “Русский миф”. Её труды издавались в различных университетах, в том числе в Самарском государственном университете.

  • Александра Леонидовна Баркова (род. 13 октября 1970, Москва) - российская исследовательница мифологии, фольклорист, буддолог, писательница, переводчица и коллекционер кимоно. Она является кандидатом филологических наук и профессором, а также заведующей кафедрой культурологии Института УНИК (Института истории культур). Баркова известна своими исследованиями русских былин на фоне мирового эпоса, а также работами по мифологии, фольклору и буддизму. Она является автором энциклопедий, статей по субкультуре толкинистов и книги “Славянские мифы”. Баркова также проводит лекции, выставки и вебинары по мифологии и культурологии. Она не принадлежит к какой-либо научной школе и не имеет учителей, упомянутых в вопросе. Её труды издавались в различных издательствах, в том числе в Манн, Иванов и Фербер. Более подробную информацию о творчестве Александры Барковой можно найти на страницах [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [11], [12], [13].

Всё верно? Или нужно подправить? Что именно нужно подправить? — Ваш ответ позволит мне приступить к поиску литературных источников с целью выявления смыслов слова «миф» в лексике указанных Вами авторов.

Промт:

Что означает слово "миф"? Приведи 10 примеров словоупотребления, укажи для каждого примера тональность этого слова и его смысл.

Aisystant:

В контексте предоставленных выдержек из курсов, нет прямого определения слова “миф”. Однако, в общем смысле, “миф” обычно означает традиционную или вымышленную историю или легенду, часто связанную с религиозными или культурными верованиями. Однако, тональность и смысл этого слова могут варьироваться в различных контекстах. Я не могу привести 10 примеров словоупотребления слова “миф” с их тональностью и смыслом, так как такая информация не предоставлена в предоставленных выдержках.

Материалы:

Определения: гробик для умершей мысли

2.1. Cистемное мышление (А. Левенчук) / 1. О мышлении

Помогут ли нам в понимании смысла/концепта, стоящего за словом, «словарные определения»? Приведение в курсе глоссария, словарика? Нет, словарные определения не помогут! Об объекте ничего нельзя сказать, кроме того, как он соотносится с другими объектами. Определения чаще всего строятся «по Аристотелю», как родовидовые определения — определяется, какого рода объект, а затем его характерные отличительные признаки как вида для этого рода (отношение специализации). «Апельсин — это вид рода цитрус семейства рутовые, а также плод этого дерева». В жизни такие определения помогают мало, ибо разные люди выделяют разные характерные видовые признаки, полезные для разных вариантов использования понятия, а отношения их интересуют отнюдь не родовидовые, а часть-целое, реализации, классификации и т.д. Получаются всё время ситуации работы с определениями, похожие на описываемые в анекдоте: «Чебурашка, как бы тебе объяснить, что такое вертолёт? Апельсин знаешь? Так вот вертолёт совсем на него не похож!». Значение слова определяется не его определением, а его употреблением. Нейронная сеть человека выучивает значения слов в контексте их употребления, на примерах использования. Единственный способ уяснить себе значение понятия — это получить множество примеров его использования, каждый новый пример использования будет уточнять область значения этого понятия. Определение тут не поможет, но только запутает: чаще всего с определениями поступают просто как с поводом дать несколько контрпримеров к этим определениям.

Слова-термины важны и не важны

2.1. Cистемное мышление (А. Левенчук) / 1. О мышлении

Они дают наводку на то, в какой роли какой деятельностной пьесы говорит сейчас человек, употребляющий эти слова. Если кто-то говорит «баланс», «отчёт о прибылях и убытках», «кассовый разрыв», то мы догадываемся, что перед нами человек в роли финансиста, бухгалтера или экономиста. И дальше мы должны быть аккуратны в выборе слов-терминов: в этой предметной области «затраты», «издержки» и «расходы» означают разное (это вы должны знать из менеджерского кругозора)! Но вы предупреждены, вы уже догадались, что разговор идёт с человеком-в-роли, и будете осторожны, не будете путать эти слова. Так что слово-термин тут используем в ряду других слов-терминов как маркер того, о какой дисциплине идёт речь, какие концепты используются в разговоре, концепты ведь редко используются по одиночке! Нужно смириться и считать, что окружающие вас люди говорят не столько на иностранных языках, но когда они находятся в каких-то деятельностных ролях, то используют хитрые диалекты с хитрыми значениями каких-то вроде бы знакомых слов. Это миф, что под словами естественного языка (даже если это слова-термины) скрываются в речи разных людей в разных ролях одни и те же концепты (места в пространстве смыслов44 Подробней про пространство смыслов, концепты и термины см. в книге «Визуальное мышление», Визуальное мышление - купить книгу в интернет магазине, автор Анатолий Левенчук - Ridero). Особенно это верно, если говорим о переводах на русский! Переспросите собеседника, чтобы понять, как он употребляет какой-то подозрительный вам в плане его значения термин в своём профессиональном диалекте — пусть приведёт какие-то примеры ситуаций, где ему нужно будет использовать это слово (не просите дать определение! Это бесполезно, а часто даже вредно).

Как мы понимаем, какие значения слов правильные, а какие нет?

  1. Моделирование и Собранность (пререлиз) (П. Медведева, А. Лубенченко) / 4. Язык и 4D экстенсионалистская онтология

Но что если вы (по вашему мнению) правильно подобрали слова для значения, которое хотите передать, а человек вас так и не понял? Коммуникация не случилась. На этом история заканчивается, никаких особенных действий тут предпринять невозможно. Вы представляете себе работу языка так: «У слов есть значения. Когда я говорю слова, отсылая к определенным объектам, меня должны понять. Если не поняли — ну, что поделать. Проблема не может быть решена». И вы приходите в очень узкий коридор коммуникативных стратегий, из которого некуда деваться. Но! На самом деле он не узкий. Потенциально, количество возможных описаний для одного куска физической реальности бесконечно. И это автоматически значит, что нет правильного способа подобрать слово для какого-то значения. Нет правильного слова для какого-то значения. Мы судим правильность по тому, насколько хорошо у нас получилось передать это значение другому человеку. Хотя есть эвристики, которыми можно воспользоваться, чтобы увеличить шансы. Наше понимание референции: плотность концептуального пространства И его прагматический смысл У концепций есть более или менее характерные представители. Возьмите концепцию «любовь», — она довольно сложная и абстрактная. Скорее всего вы сейчас подумали не то же, что ваш сосед или коллега. Тем не менее все, что вы подумали — это описания ситуаций, которые вероятнее всего лежат в одном спектре, и не лежат в каком-то другом. В этом спектре мало проявлений насилия (хотя…), или, например, равнодушия. Характерные представители концепции любви: любовь пары, братская любовь, родительская любовь. Нехарактерный представитель: равнодушие к умирающему.

Теория теории и машинка типов

5.1. Интеллект-стек (пререлиз) (А. Левенчук) / 7. Теория понятий

Какими теориями понятий пользоваться? Если вы работаете в нестрогой части спектра формальности рассуждений, то вам лучше всего подойдёт теория образцов (приводите примеры конкретных объектов, чтобы говорить о чём-то более общем) или теория прототипов (приводите метафору — одну более знакомую ситуацию вместо другой). В естественном языке много средств, хорошо согласующихся с этими теориями. Художественная образная речь, красочные описания работают с этими теориями, они хорошо поддерживаются мозгом, вычисляющим в быстром режиме S1 по Канеману. Если речь идёт о менее подверженном ошибкам режиме медленного осознанного рассуждения S2, что требуется для работы на больших уровнях формальности, то мы должны пользоваться теоретической теорией понятий. И уж если вы воспользовались этой теоретической теорией, то дальше можно задействовать и онтологию, и логику. На других теориях понятий с онтологией и логикой будут проблемы, в них объекты определяются не многоуровнево, нет последовательного уточнения понятия на множестве уровней абстракции, нет какого-то последовательного наведения внимания. Мы говорим при этом, что в голове человека, который способен рассуждать осознанно, сможет работать «машинка типов»: он проводит рассуждения не с одиночными понятиями, а сразу с несколькими понятиями, часто не представленными в предъявляемых ему описаниях мира или явленных при восприятии мира, а берущимися из памяти. Каждому понятию приписывается его «тип», связанный отношением классификации с обсуждаемым понятием, и далее рассуждение проверяется на соответствие типу. В «машинке типов» мы сразу работаем с графами (решётками, иерархиями) отношений, а не с одиночными понятиями. Так что в мышлении при строгих рассуждениях мы прежде всего пользуемся теоретической теорией понятий, а не теорией образцов или прототипов.

С Барковыми неувязочка вышла, я про Александру Баркову писала – исследователь мифа.

1 лайк

Исправил, прошу проверить:

Да, она, сейчас все четко)

1 лайк

Предложения по определению слова “миф” в рамках текущего обсуждения


*Эпиграф:*
"Определение — гробик для умершей мысли".
Следует ли из этого утверждения, что оно "всегда-всегда" и 
"во всём - во всём" истинно?

Текущее определение слова «миф», используемое Телятниковым А.А. при описании пяти системных уровней «“Личность”, “Команда”, “Сообщество”, “Общество”, “Человечество”» (см. выше).

Миф — это не только “сакральный” рассказ, который объясняет происхождение мира, природы, людей и божеств и т.п.

Миф — это инструмент, который намеренно проектируется и служит заинтересованным лицам для психо-эмоционального воздействия на окружающих с целью достижения заинтересованными лицами выгоды для себя (иногда и для других тоже). Такого рода психо-эмоциональное воздействие обеспечивает заинтересованным лицам, в первую очередь, необходимый контроль над теми, на кого направлено воздействие и помогает заинтересованным лицам решать задачи по изменению поведения людей так, чтобы меняющие своё поведение даже не отдавали себе отчёт в том, что на них воздействуют из вне.

  • *) слово “сакральный” означает “священный, святой, недоступный для обычного понимания”. В научной литературе и в бытовой речи это слово используется для обозначения чего-то связанного с религиозными или духовными понятиями, имеющего особую значимость или тайный смысл.

Примеры использования слова “сакральный”:

    • В научной литературе: “Ритуалы играют важную роль в сакральной жизни общества”.
    • В бытовой речи: “Для них это место имеет особый, сакральный смысл”.

Таким образом, “сакральный” относится к области религии, философии, антропологии и другим дисциплинам, связанным с изучением духовных и религиозных аспектов человеческой жизни.

Каковы границы применимости предложенного выше определения “мифа”?

Исключительно в текстах А.А. Телятникова. Другие вправе не соглашаться и пользоваться другими, привычными (удобными) для себя определениями.

Откуда взято это “определение” слова “миф”?

Данное определение синтезировано с помощью AI путём «AI экспресс-исследования» слова “миф” и его производных, встречающихся в книге Т.В. Гагина и С.С. Бородиной «Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана» (далее — «Источник»).

«Дизайн эксперимента» где? Можно ли воспроизвести эксперимент?

Да. Методика эксперимента кратко описана далее.

Исследование

Само исследование проводилось в два этапа. Все данные, кроме Источника (охраняется “авторскими правами”) доступны для перепроверки любым заинтересованным лицом.

Этап первый.

В Источнике, представленном исследователю в виде файла “Документ Microsoft Word 97–2003 (.doc)”,

  • с помощью программы Microsoft Word,
  • были найдены 131 упоминание слова “миф” и его производных (“мифология” и т.п.)
  • Все выявленные фрагменты Источника, в которых были найдены “миф” и его производные, с сохранением контекста…
    • там где поиск указывал слово “миф” и его производные, исследователь умозрительно обозначал “центр”, после чего от данного “центра”, не менее, чем “одна страница вверх” и “одна страница вниз” отбирался необходимый фрагмент.
  • фрагменты текста (131 фрагмент) были собраны в один файл «.txt»

Этап второй.

Полученный текстовый файл, содержащий 131 пример словоупотребления в Источнике, загружался исследователем в диалоговое окно AI-чата «Perplexity». Поиск через функцию «Copilot» был отключён с тем, чтобы «Perplexity» не обращался к сторонним источникам, а только исследовал представленный исследователем файл.
Всего было произведено два сеанса “общения” с «Perplexity», при этом использовались два разных промта.

Результаты исследования привожу ниже.

Результаты «экспресс-исследования» с помощью AI

Промт №1:

Я дал тебе текстовый файл. Твои задачи:
1. Проанализировать мой текст
2. Выявить все  фрагменты, в которых упоминается слово «миф»
3. Составить таблицу в формате Markdown, в которой обобщённо указать: в каком значении используется слово "миф" (столбец семантика), твои предположения о зачем и для каких целей в выделенном тобой фрагменте используется именно это значение слова "миф" (прагматика), в качестве иллюстрации привести короткий фрагмент, который ты выявил (столбец пример).

Чат с «Perplexity» №1:

Подробности

Sources

Т.В. Гагин, С.С. Бородина про МИФ-«РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или…».txt

File

·

1

Answer

Анализ текста и выделение фрагментов с использованием слова “миф”

Текст из файла "Т.В. Гагин, С.С. Бородина про МИФ-«РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или…» содержит множество упоминаний слова “миф” в контексте его использования в различных контекстах и с разными целями.

Семантика Прагматика Пример
Миф как основа магии Создание мифа для достижения цели “Миф обеспечивает вашу магию. Поэтому сооружать миф надо изначально под конкретную цель.”
Миф как инструмент влияния Использование мифа для достижения определенного результата “Если вы начинаете воздействовать на себя, отвлекаясь от него, это говорит больше о вашем психическом здоровье, чем о профессиональной магической работе.”
Миф как источник верований Создание мифа для укрепления веры в определенное убеждение “Если верить во что-то одно, вы знаете истину - у вас один выбор, точнее его нет, вы - раб.”
Миф как стилизация Использование мифа для придания истории или идее дополнительной аутентичности “Стилизация под глубины веков, мифы и легенды, Восток или Атлантиду, Египет или предания индейцев.”

Примеры фрагментов

  • “Миф обеспечивает вашу магию. Поэтому сооружать миф надо изначально под конкретную цель.”
  • “Если вы начинаете воздействовать на себя, отвлекаясь от него, это говорит больше о вашем психическом здоровье, чем о профессиональной магической работе.”
  • “Если верить во что-то одно, вы знаете истину - у вас один выбор, точнее его нет, вы - раб.”
  • “Стилизация под глубины веков, мифы и легенды, Восток или Атлантиду, Египет или предания индейцев.”

Copy Link

Share

Rewrite this answer

Rewrite

Inaccurate or unhelpful

Copy

Edit Query

Продолжи составлять таблицу

Sources

Т.В. Гагин, С.С. Бородина про МИФ-«РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или…».txt

File

·

1

Answer

Дополнение таблицы для файла "Т.В. Гагин, С.С. Бородина про МИФ-«РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или…»

Семантика Прагматика Пример
Миф как стилизация Использование мифа для придания истории или идее дополнительной аутентичности “Стилизация под глубины веков, мифы и легенды, Восток или Атлантиду, Египет или предания индейцев.”
Миф как инструмент влияния Использование мифа для достижения определенного результата “Если вы начинаете воздействовать на себя, отвлекаясь от него, это говорит больше о вашем психическом здоровье, чем о профессиональной магической работе.”
Миф как источник верований Создание мифа для укрепления веры в определенное убеждение “Если верить во что-то одно, вы знаете истину - у вас один выбор, точнее его нет, вы - раб.”
Миф как элемент транса Использование мифа для создания состояния транса или внушения “Скука дает транс с гарантией. Или если ничего другого неохота делать.”

Примеры фрагментов

  • “Стилизация под глубины веков, мифы и легенды, Восток или Атлантиду, Египет или предания индейцев.”
  • “Если вы начинаете воздействовать на себя, отвлекаясь от него, это говорит больше о вашем психическом здоровье, чем о профессиональной магической работе.”
  • “Если верить во что-то одно, вы знаете истину - у вас один выбор, точнее его нет, вы - раб.”
  • “Скука дает транс с гарантией. Или если ничего другого неохота делать.”

Copy Link

Share

Rewrite this answer

Rewrite

Inaccurate or unhelpful

Copy

Edit Query

Используя только полученный текст, дай мне обобщённое определение понятия миф.

Sources

Т.В. Гагин, С.С. Бородина про МИФ-«РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или…».txt

File

·

1

Answer

Из предоставленного текста можно обобщить определение понятия “миф” как сакральной истории, которая может быть использована для формирования убеждений, влияния на поведение людей, создания состояния транса или придания аутентичности истории или идее. Миф может служить инструментом влияния, источником верований, стилизацией или элементом транса, в зависимости от контекста использования.

Промт №2:

Я дал тебе текстовый файл. Исследуй только мой файл, не обращайся к сторонним источникам. Твои задачи:

1. Проанализировать мой текст

2. Выявить все  фрагменты, в которых упоминается слово «миф» и производные от него ("мифология", "мифы" и т.д.)

3. Составить таблицу в формате Markdown, три столбца: "семантика", "прагматика", "пример". Ты должен заполнить эту таблицу — обобщённо указать: в каком значении используется слово "миф" и его производные (столбец семантика), твои предположения о том,  зачем и для каких целей в выделенном тобой фрагменте используется именно это смысловое значение слова "миф" (прагматика), в качестве иллюстрации привести короткий фрагмент, который ты выявил (столбец пример).

По итогам заполнения таблицы, пожалуйста, дай мне обобщённое определение слова "миф" и область знания (дисциплину), в которой это слово можно использовать как термин.

Чат с «Perplexity» №2:

Подробности второго испытания:

Sources

Т.В. Гагин, С.С. Бородина про МИФ-«РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или…».txt

File

·

1

Answer

Согласно текстовому файлу, мифы и легенды являются часто используемыми элементами в образовании и повседневной жизни. В тексте упоминается слово “миф” и его производные несколько раз. В первом фрагменте текста говорится о том, что образованный человек может быть набит мифами и легендами, которые он не проверял, и что образование формирует привычку к некритическому восприятию расхожих мифов. Во втором фрагменте текста говорится о том, что миф обеспечивает магию, и что сооружать миф надо изначально под конкретную цель. В тексте также упоминается фен-шуй, который является китайским искусством, основанном на верованиях, и которое учит нас тому, как влияют на здоровье, благополучие, счастье, любовные отношения выбор и расстановка мебели, цветовая гамма в доме.

Семантика Прагматика Пример
Мифы и легенды Мифы и легенды могут быть использованы для формирования привычки к некритическому восприятию расхожих мифов в образовании и повседневной жизни. “Образованный человек — это человек, набитый мифами и легендами, которые он не проверял.”
Миф Миф может быть использован для обеспечения магии и сооружен под конкретную цель. “А миф обеспечивает вашу магию. Поэтому сооружать миф надо изначально под конкретную цель.”
Фен-шуй Фен-шуй является китайским искусством, основанным на верованиях, и учит нас тому, как влияют на здоровье, благополучие, счастье, любовные отношения выбор и расстановка мебели, цветовая гамма в доме. “Фен-шуй - это китайское искусство, которое учит нас тому, как влияют на здоровье, благополучие, счастье, любовные отношения выбор и расстановка мебели, цветовая гамма в доме.”

Миф - это сакральный рассказ, который объясняет происхождение мира, природы, людей и божеств. Мифы могут быть использованы в различных областях знания, таких как литература, искусство, религия, философия, психология и антропология.

Copy Link

Share

Rewrite this answer

Rewrite

Inaccurate or unhelpful

Copy

Edit Query

Что означает слово “сакральный” в твоём ответе? Дай определение термина “сакральный”, обоснуй свою позицию — сошлись на источники и приведи примеры словоупотребления как в бытовой речи, так и в научной литературе. Ответ прошу дать в формате таблицы Markdown.

Copilot

5 steps completed

Sources

Т.В. Гагин, С.С. Бородина про МИФ-«РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или…».txt

File

·

1

[
Понятие “сакральное” в теолингвистике
cyberleninka.ru favicon
cyberleninka

·

2
](Понятие "сакральное" в теолингвистике – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка)[
Сакральное
bigenc.ru favicon
bigenc

·

3
](Сакральное. Большая российская энциклопедия)

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3610/2/prof_uieup_2_pivovarov.pdf favicon

https://cyberleninka.ru/article/n/cakralnoe-i-ego-ponyatiyno-terminologicheskiy-status favicon

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сакральное favicon

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/290868 favicon

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3628/2/philos_edu_13.pdf favicon

http://www.dslib.net/russkij-jazyk/sakralnyj-tekst-kak-lingvokulturnyj-fenomen.html favicon

View 6 more

Answer

Слово “сакральный” означает “священный, святой, недоступный для обычного понимания”. В научной литературе и в бытовой речи это слово используется для обозначения чего-то связанного с религиозными или духовными понятиями, имеющего особую значимость или тайный смысл.Примеры использования слова “сакральный”:

  • В научной литературе: “Ритуалы играют важную роль в сакральной жизни общества”

1

.

  • В бытовой речи: “Для них это место имеет особый, сакральный смысл”
    2
    .

Таким образом, “сакральный” относится к области религии, философии, антропологии и другим дисциплинам, связанным с изучением духовных и религиозных аспектов человеческой жизни.

Не. А чо только это? Создаётся, вводится эксплуатацию, модернизируется… модернизируется… подхватывается другими разрабами под других заказчиков, модернизируется… испокон веку (сколько себя помню) так и было.

Промт прежний

(см. выше).

Aisystant (2):

Из предоставленных выдержек из курсов не приводится точное определение слова “миф”. Однако, в контексте обсуждения значения слов и коммуникации, можно предположить, что “миф” может иметь несколько значения и использоваться в различных контекстах. В общем смысле, “миф” может означать фольклорное повествование или рассказ о божествах, героях или исторических событиях, которые часто содержат символические или мифологические элементы. Однако, в более широком смысле, “миф” может относиться к неправильному представлению или убеждению, которое не соответствует действительности.

Примеры словоупотребления слова “миф” могут быть следующими:

  1. “Мифологические рассказы о греческих богах вдохновляют художников и писателей.” - Тональность: нейтральная, смысл: фольклорные повествования.

  2. “Мнение о том, что коты приносят несчастье, является всего лишь мифом.” - Тональность: отрицательная, смысл: ложное убеждение.

  3. “Существует миф, что утренняя гимнастика помогает пробудиться.” - Тональность: нейтральная, смысл: распространенное, но необязательно верное убеждение.

  4. “Некоторые люди верят в мифические существа, такие как единороги и драконы.” - Тональность: нейтральная, смысл: фантастические существа.

  5. “История о Нарциссе является одним из известных мифов древнегреческой мифологии.” - Тональность: нейтральная, смысл: фольклорное повествование.

  6. “Миф, что кофе вызывает бессонницу, не имеет научного обоснования.” - Тональность: отрицательная, смысл: неподтвержденное убеждение.

  7. “Существует миф, что пиксели на экране компьютера могут вызывать ухудшение зрения.” - Тональность: отрицательная, смысл: распространенное, но ложное убеждение.

  8. “В народной медицине существует миф о том, что чеснок помогает от простуды.” - Тональность: нейтральная, смысл: народное поверье.

  9. “Мифический герой Геракл известен своими подвигами и силой.” - Тональность: нейтральная, смысл: фольклорный герой.

  10. “Миф о том, что учебники старшего года лучше, чем учебники младшего года, не всегда верен.” - Тональность: отрицательная, смысл: неподтвержденное убеждение о качестве учебников.

Однако, стоит отметить, что эти примеры основаны на общих предположениях и не являются точным определением слова “миф”. Если вам нужно более точное определение или дополнительная информация о значениях слова “миф”, рекомендуется обратиться к словарю или другим источникам.

Материалы


Определения: гробик для умершей мысли

2.1. Cистемное мышление (А. Левенчук) / 1. О мышлении

Помогут ли нам в понимании смысла/концепта, стоящего за словом, «словарные определения»? Приведение в курсе глоссария, словарика? Нет, словарные определения не помогут! Об объекте ничего нельзя сказать, кроме того, как он соотносится с другими объектами. Определения чаще всего строятся «по Аристотелю», как родовидовые определения — определяется, какого рода объект, а затем его характерные отличительные признаки как вида для этого рода (отношение специализации). «Апельсин — это вид рода цитрус семейства рутовые, а также плод этого дерева». В жизни такие определения помогают мало, ибо разные люди выделяют разные характерные видовые признаки, полезные для разных вариантов использования понятия, а отношения их интересуют отнюдь не родовидовые, а часть-целое, реализации, классификации и т.д. Получаются всё время ситуации работы с определениями, похожие на описываемые в анекдоте: «Чебурашка, как бы тебе объяснить, что такое вертолёт? Апельсин знаешь? Так вот вертолёт совсем на него не похож!». Значение слова определяется не его определением, а его употреблением. Нейронная сеть человека выучивает значения слов в контексте их употребления, на примерах использования. Единственный способ уяснить себе значение понятия — это получить множество примеров его использования, каждый новый пример использования будет уточнять область значения этого понятия. Определение тут не поможет, но только запутает: чаще всего с определениями поступают просто как с поводом дать несколько контрпримеров к этим определениям.

Слова-термины важны и не важны

2.1. Cистемное мышление (А. Левенчук) / 1. О мышлении

Они дают наводку на то, в какой роли какой деятельностной пьесы говорит сейчас человек, употребляющий эти слова. Если кто-то говорит «баланс», «отчёт о прибылях и убытках», «кассовый разрыв», то мы догадываемся, что перед нами человек в роли финансиста, бухгалтера или экономиста. И дальше мы должны быть аккуратны в выборе слов-терминов: в этой предметной области «затраты», «издержки» и «расходы» означают разное (это вы должны знать из менеджерского кругозора)! Но вы предупреждены, вы уже догадались, что разговор идёт с человеком-в-роли, и будете осторожны, не будете путать эти слова. Так что слово-термин тут используем в ряду других слов-терминов как маркер того, о какой дисциплине идёт речь, какие концепты используются в разговоре, концепты ведь редко используются по одиночке! Нужно смириться и считать, что окружающие вас люди говорят не столько на иностранных языках, но когда они находятся в каких-то деятельностных ролях, то используют хитрые диалекты с хитрыми значениями каких-то вроде бы знакомых слов. Это миф, что под словами естественного языка (даже если это слова-термины) скрываются в речи разных людей в разных ролях одни и те же концепты (места в пространстве смыслов44 Подробней про пространство смыслов, концепты и термины см. в книге «Визуальное мышление», Визуальное мышление - купить книгу в интернет магазине, автор Анатолий Левенчук - Ridero). Особенно это верно, если говорим о переводах на русский! Переспросите собеседника, чтобы понять, как он употребляет какой-то подозрительный вам в плане его значения термин в своём профессиональном диалекте — пусть приведёт какие-то примеры ситуаций, где ему нужно будет использовать это слово (не просите дать определение! Это бесполезно, а часто даже вредно).

Как мы понимаем, какие значения слов правильные, а какие нет?

  1. Моделирование и Собранность (пререлиз) (П. Медведева, А. Лубенченко) / 4. Язык и 4D экстенсионалистская онтология

Но что если вы (по вашему мнению) правильно подобрали слова для значения, которое хотите передать, а человек вас так и не понял? Коммуникация не случилась. На этом история заканчивается, никаких особенных действий тут предпринять невозможно. Вы представляете себе работу языка так: «У слов есть значения. Когда я говорю слова, отсылая к определенным объектам, меня должны понять. Если не поняли — ну, что поделать. Проблема не может быть решена». И вы приходите в очень узкий коридор коммуникативных стратегий, из которого некуда деваться. Но! На самом деле он не узкий. Потенциально, количество возможных описаний для одного куска физической реальности бесконечно. И это автоматически значит, что нет правильного способа подобрать слово для какого-то значения. Нет правильного слова для какого-то значения. Мы судим правильность по тому, насколько хорошо у нас получилось передать это значение другому человеку. Хотя есть эвристики, которыми можно воспользоваться, чтобы увеличить шансы. Наше понимание референции: плотность концептуального пространства И его прагматический смысл У концепций есть более или менее характерные представители. Возьмите концепцию «любовь», — она довольно сложная и абстрактная. Скорее всего вы сейчас подумали не то же, что ваш сосед или коллега. Тем не менее все, что вы подумали — это описания ситуаций, которые вероятнее всего лежат в одном спектре, и не лежат в каком-то другом. В этом спектре мало проявлений насилия (хотя…), или, например, равнодушия. Характерные представители концепции любви: любовь пары, братская любовь, родительская любовь. Нехарактерный представитель: равнодушие к умирающему.

Теория теории и машинка типов

5.1. Интеллект-стек (пререлиз) (А. Левенчук) / 7. Теория понятий

Какими теориями понятий пользоваться? Если вы работаете в нестрогой части спектра формальности рассуждений, то вам лучше всего подойдёт теория образцов (приводите примеры конкретных объектов, чтобы говорить о чём-то более общем) или теория прототипов (приводите метафору — одну более знакомую ситуацию вместо другой). В естественном языке много средств, хорошо согласующихся с этими теориями. Художественная образная речь, красочные описания работают с этими теориями, они хорошо поддерживаются мозгом, вычисляющим в быстром режиме S1 по Канеману. Если речь идёт о менее подверженном ошибкам режиме медленного осознанного рассуждения S2, что требуется для работы на больших уровнях формальности, то мы должны пользоваться теоретической теорией понятий. И уж если вы воспользовались этой теоретической теорией, то дальше можно задействовать и онтологию, и логику. На других теориях понятий с онтологией и логикой будут проблемы, в них объекты определяются не многоуровнево, нет последовательного уточнения понятия на множестве уровней абстракции, нет какого-то последовательного наведения внимания. Мы говорим при этом, что в голове человека, который способен рассуждать осознанно, сможет работать «машинка типов»: он проводит рассуждения не с одиночными понятиями, а сразу с несколькими понятиями, часто не представленными в предъявляемых ему описаниях мира или явленных при восприятии мира, а берущимися из памяти. Каждому понятию приписывается его «тип», связанный отношением классификации с обсуждаемым понятием, и далее рассуждение проверяется на соответствие типу. В «машинке типов» мы сразу работаем с графами (решётками, иерархиями) отношений, а не с одиночными понятиями. Так что в мышлении при строгих рассуждениях мы прежде всего пользуемся теоретической теорией понятий, а не теорией образцов или прототипов.


§2. Работает ли “меметика”? SoTA ли она в 2024 году?

На текущий момент, как я вижу (и это пока никем не оспаривается! ) все отсылки к “меметике”, которые даются в материалах ШСМ, рассчитаны исключительно на тех студентов, кто не станет копать глубоко и уверует в то, что “меметика — это SoTA".

  • Слово “уверует” здесь в значении "бездоказательно примет позицию А.И. Левенчука (“примет всерьёз”) утверждения, связанные с “меметикой

Результаты поиска:

  1. Менеджмент и эволюция
  2. Обучение, культура, техноэволюция и практики саморазвития
  3. Эволюция практик
  4. Как освоить практику формирования окружения. Третий и четвертый этапы – «Навык» и «Мастерство»
  5. Биологический жизненный цикл
  6. Неустроенность и мета-системный переход
  7. Упражнение: собранность ума и тела
  8. Как освоить практику планирования. Третий и четвертый этапы – «Навык» и «Мастерство»
  9. Что мы можем получить от правильного окружения
  10. Что получает человек от мышления проговариванием
  11. Как освоить практику организации досуга Третий и четвертый этапы — уровень “Умение” и “Мастерство”
  12. Выполнение работ оргзвеньями
  13. Отношения создания
  14. Исторические подходы к орг-архитектуре
  15. Continuous everything в инженерии как техно-эволюция
  16. Лидерство как практика изготовления организаций
  17. Теории красоты и любопытства
  18. Системный подход против и редукционизма, и холизма.
  19. Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
  20. Лидерство для достижения уровней сотрудничества

@ailev , @tseren-tserenov
Анатолий Игоревич, Церен Валерьевич, прошу дать критику моей текущей гипотезе.

Буду весьма признателен, если вы аргументировано обоснуете целесообразность создания “Наших мемов” по состоянию на 24.02.2024 года.