Картины мира и обучение

После своего рождения, человек не управляет теми картинами мира, которые в него попадают.

Ребенок не фильтрует входящую информацию. Он и не может этого сделать по отношению ко всему что попадает в его мозг через органы чувств. Он не имеет языковой аппарат, но может обобщать происходящее в простых и емких понятиях. "Вот я слышу повышенные ноты двух разговаривающих людей и бОльшую громкость чем обычно, скорее всего что-то не в порядке".

По мере взросления, ребенок может по-разному трактовать родительские ссоры. Вплоть до "это из-за меня родители ругаются". И это тоже будет картиной мира маленького человека.

В зрелом возрасте (насколько понимаю, у каждого этот возраст наступает в разное время) человек приобретает способность тормозить свое поведение в привычных ситуациях и изменять его. Но торможение привычных реакций не про "изучение сложных картин мира". Вполне может быть, что столкнувшись с неприятной обратной связью на свое привычное поведение, человек будет избегать повторения ответа. И изменит свое привычное до текущего момента поведение. Пока выглядит не слишком системно или целенаправленно.

Если человек ставит для себя задачу изучить новую профессию, то без целенаправленных усилий и промежуточных контролей не обойтись. Это долгая, сложная череда задач, с неочевидным краткосрочным результатом и требующая немалых усилий.
Для удержания внимания, контроля сроков, генерации артефактов существуют специализированные методики.

Что человек получает по результатам обучения (а на самом деле уже во время обучения)? На мой взгляд, выгоды следующие:
1) увереннее планировать и строить свою жизнь в разных аспектов. Например, возможность зарабатывать и распознавание лжи (например, если получить знания в области финансов и т.д.)
2) расширение социального окружения (коллеги, партнеры и друзья)
3) в момент концентрации - нахождение в потоке

Примечательно, что для большого количества людей, выгоды от обучения, повышения жизненного мастерства и пр. не являются ценностью.
Сложно сказать, почему так происходит. Из детства человек несет картины мира, которыю во взрослой жизни не видит причин менять. Они его устраивают. Убежден, что, если человек находится в какой-то системе (отношений с кем-то, работе, уровню жизни и т.д.) более 6-9 месяцев, то текущее положение вещей его полностью устраивает.
И переосмысление себя через мышление письмом, моделирование, психотерапию может помочь увидеть свои жизненные ориентиры, которые вроде бы и не очень наши. Бывает полезно выписать себе, что я имею, чего хочу и т.д. Осознать себя в модели, на листе бумаги.

Примечательно, что несмотря на обилие книг, статей, лекций, менторов и гуру, учителей и наставников, каждому человеку все равно придется собрать знания в только ему понятную для себя картину мира. Нет еще, к сожалению, универсального учебника. А как было бы хорошо! Взял единый учебник по бух.учету, потратил много тысяч часов и ты – "супер cпециалист". Однако, без проектной практики, без консультаций с коллегами-специалистами стать мастером своего дела не получится.

И это еще один камень в огород обучения. Камень, который стоит держать при себе. Намного эффективнее – пытаться вырастить из камня цветок при помощи "помидорок".