Пост к заданию из курса Системного менеджмента: "Прочтена работа «Thermodynamics of evolution and the origin of life», и написан пост «Почему я мог бы понять содержание этой статьи, если бы мне это задали при обучении в магистратуре, но сейчас я не могу себе представить, как бы я подступился к этому материалу».
Статья рассказывает об использовании аппарата термодинамики для описания теории эволюции и происхождения жизни, включая равновесные и неравновесные процессы в рамках математического фреймворка теории обучения.
Это логическое продолжение статьи "Toward a theory of evolution as multilevel learning."
Авторы статьи с помощью математического аппарата показывают проявление общей эволюционной тенденции во Вселенной. В системе, смоделированной как обучающейся, при в достаточном размере популяции на системном уровне, а также наличии различных типов переменных для поддержания и сохранения мутаций, происходит переход от ансамбля сущностей на более низком уровне организации (например, молекул) к ансамблю сущностей более высокого уровня (например, организмов).
Примеры систем на разных уровнях из близких мне доменов я приводил в предыдущих своих учебных постах на тему эволюционного менеджмента (1, 2).
Попробую сделать анализ и порассуждать, что могло измениться, чтобы я так по разному воспринял статью в магистратуре и сейчас.
Версия первая. Стало хуже с дисциплинами в голове, что-то забыл. Из базовых, относящихся с статье, это:
- Математика
- Физика
- Биология
Вспоминаю историю про Ходжу Насреддина, который остался таким же сильным, каким был в молодости, потому что снова не смог поднять камень в своем дворе.
Физику и биологию на таком уровне никогда и не знал.
Математика - возможно, потому что курс высшей математики в вузе был. Формулы бы в статье считывал куда легче. Сейчас - все грустно, кривая забывания в действии. Ведь даже не было возможности после вуза (как и потребности) поддерживать знание математики на приемлемом уровне.
Версия второая. Напротив, увеличившийся за послевузовский период жизни объем знаний дает бОльшую границу с "известным неизвестным", что прививает комплекс самозванца и добавляет неуверенности в своих силах, суждениях и выводах.

Еще раз смотрю на статью. Всё же ограничение - это мое знание математики, вариант номер один. Вопрос в том, захочу ли я инвестировать в нее время, чтобы "поджечь" заново дисциплину из STEM стека, или же буду заниматься более приоритетными для себя доменами знаний.
Правильного или неправильного ответов здесь нет - только компромиссы.