Проход по терминам и архитектуре завершился (в том числе просто удалена глава восьмая "Требования и архитектура" -- после выхода "Системной инженерии" она не нужна, экономим полсотни книжных страниц). Дальше я хочу чуть более развёрнуто дать материал по третьему поколению системного мышления -- просто вставлю текст "для продвинутого изучения", а ещё добавлю примеры описаний системы и в текст, и в задания по моделированию (а то сейчас все эти "концепции системы" выглядят довольно абстрактными для впервые идущих по курсу -- такое впечатление, что сначала надо пройти курс системной инженерии, а только потом системного мышления, но это ж не должно быть так. Хотя я всё одно считаю, что материал надо проходить дважды, "ссылки вперёд" неминуемы и другого пути решить эту проблему я не вижу, проще всего пройти материал дважды, а какой-то опыт подсказывает, что пять раз надёжней -- ибо "ага!" вдруг наступает на пятом повторении, нейронная сетка учится долго). На этом вроде всё -- основные задачи нынешнего подхода к тексту выполнены. Конечно, найдётся и ещё какая-то мелочёвка (типа "поправить введение"), но всех дел осталось на пару дней, так что до 22 января 2023 вполне укладываюсь.
К обсуждениям по evolvability для архитектуры в рамках техноэволюции в учебнике надо обязательно добавить тематику protocol ossification (окостенение протоколов, что тормозит развитие сетей связи, например, Интернета). С одной стороны, мы получаем "платформы" окостенением как устройства самой платформы, так и протокола внутри платформы, с другой стороны -- это же становится "врагом прогресса". Хотя клетки у бабочки, мышки и человека почти одинаковы, эволюции там почти нет, а вся эволюция идёт на более высоких уровнях, через рост сложности. В общем, тема интересная: evolvable architecture главным образом на автономии модулей (и в связи с микросервисными архитектурами там появляется универсальность по типу "всё моё ношу с собой, зато автономен по максимуму", Алан Кей на это указывал и пример универсальных сложных структур в биологии как важный -- ещё до всей этой микросервисности), а вот эта "борьба с окостенением" говорит, что и про межмодульные соединения тоже не надо забывать, там тоже должна быть evolvability -- и архитектура интернета тут пример. В системную инженерию это уж в следующей версии, а в ПСМ я сейчас добавлю.
Не прозевайте: курс онтологики и коммуникации стал семестровым (75 часов разговоров с Пион Медведевой, плюс домашки), содержание полностью переделано и теперь должно быть не так зубодробительно (новые объяснения, новые упражнения), стартует завтра, 12 января. У вас сутки на запрыгнуть в этот поток, ибо следующий поток с Пион лично будет, скорее всего, только через полгода или больше: https://system-school.ru/united. Мои потоки идут чаще, три раза в год. Старт очередного (с новым материалом) тренинга "Системный менеджмент и стратегирование" 22 января -- https://system-school.ru/sms. Кто не чувствует в себе уверенности в том, что сможет учиться "как в университете", то есть учиться-как-работать, а не удивляться, как раньше так мог, а сейчас вдруг не получается, старт "Системного саморазвития" как подготовительного курса будет 21 января, https://system-school.ru/intro. Кто уже не чувствует в себе сил телесных, системный фитнес стартует 14 января https://system-school.ru/move. Кто считает, что справится без преподавателя -- вперёд, в любой момент, причём задёшево: https://system-school.ru/open-endedness.
Вчера обсудили на заседании IT-группы основные задачи года -- я толкнул прочувствованную речь про AI и сегодня появился чат новенькой лаборатории AI ШСМ. Мой опыт, что все открытые лаборатории провалились (от зевак много шума, работы происходит ноль: все чего-то друг от друга ждут, людей-то много — "колхоз"). Закрытые чаты лабораторий как-то выживают, хотя тоже не все. Если хотим результата — чат закрытый, это "чат проекта". Публичность — можно делать видео встреч лаборатории и выкладывать их в канал Школы (как в лаборатории собранности), или делать посты в блог с результатами обсуждений. А сами обсуждения будут в закрытом чате. Ещё одна тема была -- это lean в разработке, правильное определение целевой системы и дальше развитие ключевой функциональности: увеличение времени работы мозга студента по моделированию (мышление письмом, мышление моделированием), даже не увеличение времени чтения учебника. Ибо качество освоения материала по большому счёту оказывается временем, проведённым в раздумьях по предмету. Отличники от двоечников отличаются тем, что реально в совокупности времени, когда они не отвлекали, а именно что занимали мозг как текущей темой, так и пререквизитами к ней (об этом часто забывают! что если освоил материал быстрее соседа сейчас, то на материалы-пререквизиты, скорее всего, потратил времени больше в более ранний период времени). А остальное всё оказывается не таким уж важным, просто обвязка основной функциональности.
Это я к тому, что мы ни в коем случае не пойдём по пути "всех возможных фич", типа https://www.learnworlds.com/ ("на верхней палубе нашего авиалайнера находится бассейн, на нижней зимний сад, футбольное поле в передней части салона, концертный зал в хвосте лайнера. А сейчас, граждане пассажиры, пристегните ремни, мы со всем этим развлекательным комплексом попробуем взлететь").
Обсуждается история отношения к истории (можно ещё смотреть как на историю отношения к понятию "прогресс", можно ещё смотреть на историю развития понятия "история" как предмета изучения), на примере разного отношения к этой теме Маркса, Георгия Щедровицкого, Александра Зиновьева. Мой коммент: "Это всё история отношения к истории (ух!), дела давно минувших дней, удел коллекционеров коллекционеров (ух). Современный подход к идее прогресса исходит из идей эволюции. Там с необходимостью появляется реплицирующееся знание (гены), находящееся в геноме (наследственном материале) и работает центральная догма молекулярной биологии (генотип проявляется в фенотипе прямо, а вот наоборот "опыт жизни" в геном не переходит, требуется работа мутаций). Далее в дело вмешиваются физики и показывают, что это приводит к многоуровневости устойчивых объектов с границей со средой, усложнениям (молекулы -- клетки -- организмы -- популяции), а сама эволюция -- это оптимизационный процесс, ибо там конфликты между уровнями, ибо среда-то с памятью, и там замешаны знания. И эта оптимизация рулится термодинамическими принципами. И появление разумности ничего в принципе не меняет, кроме того, что вместо генома появляется мемом, который может быть расположен в мозгах, книгах и т.д. -- и по большому счёту "наследственный материал, несущий знания предыдущего эволюционного опыта и удачных мутаций" вынесен из создаваемой системы в систему-создателя (в отличие от генома). И мутации возможны не просто случайные, а смарт-мутации. По этой линии оно всё и идёт.
Получается сильно продуктивней в части объяснений истории, как химия по сравнению с алхимией. Не естественно или искусственно, а вполне себе физично -- но это не совсем та физика, которую обычно представляют себе изучавшие ньютоновскую физику в школе. Вернее, совсем не та физика, и это отдельный разговор про эту физику и ещё там один отдельный разговор про математику, и отдельный разговор про эксперименты, которые показывают верность этих безмасштабных (верных как для молекул, так и для живых неразумных и разумных организмов во всём спектре их разумности, так и для каких-нибудь общностей людей типа наций или стран) рассуждений. Понятно, что на этом материале и праксеологию можно перетолковывать, и много чего другого делать. Потихоньку этим занимаемся". И тут я ещё бы добавил к "истории" вот этот сюжет -- он про становление эко-системы разумов, поэтому уж точно про "прогресс" и "историю": https://arxiv.org/abs/2212.01354 (Designing Ecosystems of Intelligence from First Principles от Friston со товарищи). И помним, что всё это не "абстрактная теория", а вполне подтверждаемая экспериментально, например, DishBrain https://www.cell.com/neuron/fulltext/S0896-6273(22)00806-6. Дальше можно обсуждать "ускорение истории" aka сингулярность как очередной большой эволюционный переход/major evolutionary transition, усложнение -- когда отдельные клетки реально не в состоянии разобраться с деталями проходящего во всём даже не организме, а популяции вычислении, но понимают, что среда меняется как-то уж очень быстро.
UPDATE: комменты в фейсбуке, в чате блога с https://t.me/ailev_blog_discussion/18958