Глава по орг-архитектуре уже опубликована, осталась глава по лидерству, глава по администрированию и кусочек главы про инвестиции. Тут и год закончится. Поток СМС25 тем самым получил новый учебник менеджмента. "Системный менеджмент и стратегирование" в двадцать шестой раз стартует 22 января 2023, из нового материала группа получит апдейт "Практического системного мышления" и "Методологии" (это не писать с нуля, так что за пару месяцев справлюсь).
В главе по архитектуре я указываю, что по большей части архитектура раньше определялась просто набором распространённых мемов корпоративной культуры (и перечисляю несколько распространённых вариантов). В лидерстве я коснусь этой меметики и оргкультуры чуть подробней, хотя тоже мимолётно -- основные штудии на эту тему я откладываю до весны 2022 года. Мне ещё нужен прямой и очевидный выход на SoTA практики самых разных инженерий, а это или показать впрямую универсальный ход перетолкования всего на свете в этой новой онтологии "мемы, active/embodied inference, эволюция как познание/learning, когнитивное всё" или таки давать обычную инженерную литературу, опирающуюся на не столь радикальные идеи и не требовать от студентов вылезать на фронтир и кулибинствовать там на основе новой онтологии. Так что поминать новое буду, но говорить буду всё-таки больше по-старому.
В Active Inference Institute занялись проблемой рыночной экономики, рассматривают Mr Market по линии когнитивистики (Market Mind Hypothesis, 4D рассмотрение коллективных embodied, то есть выходящих в реальность изменения мира вычислений), ключевая статья там Patrick Schotanus, "Cognitive economics and the Market Mind Hypothesis: Exploring the final frontier of economics", февраль 2022, https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ecaf.12505. Там и Мизес поминается в литературе, и Хайек, и даже Дэвид Дойч. Всё тот же ход: изменения среды, изменения себя -- это всё одно и то же, уменьшение свободной энергии (неприятного ожидаемого в будущем сюрприза), всё что кажется в мире стабильным делает это, и дальше "когнитивно всё, самоорганизуется всё", хотя и в разной мере. Вот и сообщество, и рынок, и общество -- что ни возьми, можно так рассматривать. Главный тут тезис -- это уход от механистических описаний. Механистических тут надо понимать как ньютоновских (трёхсотлетней давности, Ньютон помер в 1727 году). Patrick Schotanus говорит, что в 2023 собирается более плотно переписать всё это своё рыночно-мозговое на AIF/FEP. Рынок как кучка связанных агентов, снимающих неопределённость в коллективном восприятии окружающего мира, ага. После работы по кучке нейронов, научившимся играть в pong, лишь бы избегнуть этой неопределённости, меня этим поворотом уже не удивишь, но думать так как-то очень контринтуитивно. Вот закончу к весне эти все свои переписки старой инженерии и старого интеллект-стека на SoTA вариант, а дальше начну разбираться со всеми этими сообществами-обществами-рынками и прочим таким подробней. Всё одно это нужно для учебника по инженерии клиентуры (практика продвижения, все эти маркетинги-рекламы-продажи, а также пропаганды и агитации, прозелитизмы, просвещения и прочее такое).
Я вот привёл как интересную цифру в наборе 1 млн пользователей за первые пять дней работы ChatGPT (Time it took to reach 1 million users: Netflix - 3.5 years, Twitter- 2 years, Facebook - 10 months, Spotify - 5 months, Instagram - 3 months, ChatGPT - 5 days). Но это не так уж удивительно, эти истории про практически мгновенное распространение товара или услуги по планете уже привычны, это давно не чудо. Скажем, за рождественские каникулы ещё в 2021 году новенький iPhone 13 был продан в количестве 40 миллионов штук, и это физический товар (то есть надо не "предоставить доступ к серверам", а произвести физически и затем доставить клиентам физически), и ещё это не бесплатно как ChatGPT (за плату GPT-3.5 была доступна уже несколько месяцев, https://twitter.com/TheSequenceAI/status/1600806393564512263, и никаких миллионов клиентов), а за немаленькие деньги: https://www.phonearena.com/news/iPhone-13-is-selling-like-crazy---40-million-phones-sold-over-the-holiday-season_id137543. Лидеры рынка демонстрируют отличную масштабируемость производства (вопрос не в спросе, а в возможности задёшево предложить в огромных количествах что-то реально интересное -- вот это "задёшево предложить в огромных количествах" тут обычно лимитирующий фактор, при этом "задёшево" тут понятие весьма относительно, а "огромное количество" это вот те самые миллионы и даже десятки миллионов штук за считанные дни).
Общее настроение в эпоху наступившего сюрреализма, тьфу, технической сингулярности: