Вторая глава курса "Системное саморазвитие" не вызвала у меня каких-то новых мыслей, кроме согласия с материалом и решимости на некоторые действия. Разве что одна непричесанная мысль, которой и поделюсь.
В этом курсе дается не только какой-то относительно конвенциональный материал, термины и модели, но предлагается философия жизни: взгляд на смысл жизни, на важное по жизни, на способ проживания жизни. Как, наверное, всякая философия жизни, штука это ненаучная, в том смысле что к ней не применимы, допустим, критерии Поппера (впрочем они много к чему даже научному неприменимы). Мы конечно верим авторам и ориентируемся на них, как на ролевые модели, а иначе стали бы тратить время на курс? Но коль скоро эта часть курса ненаучная, то все же вправе задать вопрос: а есть ли глубинные основания у этой философии или это просто частная картина мира небольшой группы единомышленников?
Мое осторожное наблюдение состоит в том, что философия ШСМ на самом деле здорово перекликается с древней, хорошо известной и долгоживущей философией стоицизма. Например, стоики считали, что жить нужно в согласии с Природой. Тут современному человеку могут прийти на ум хиппи и экоактивисты, но нет, стоики считали что Природа/Зевс/Логос отличила человека от животных наделив его разумом и сложной социальной структурой. А значит жить нужно с опорой на разум (в противовес животным инстинктам) и использовать разум для улучшения полиса. Кто из ШСМ под этим бы не подписался?
При всем при том, что мы тут ориентируемся на SOTA, ссылки на древние тексты вторящие SOTA придают современной картине мира глубину. Хотя и расстраивают тоже: если люди думали две тысячи лет назад примерно то же, что сейчас есть SOTA, то что ж такое застопорилось, что такого рода поучения все еще актуальны? ;) И еще добавляют эстетическое измерение, зачастую это же просто красиво.
Как минимум, я вижу параллели со стоицизмом во взгляде на смысл жизни, способ жизни, некоторые практики личного мастерства, и даже концепция ролей которые мы регулярно меняем восходит к Эпиктету (2-й век нашей эры). Было бы интересно расписать все когда-нибудь в отдельном большом посте, но для такого поста нужно бы подсобрать цитаты.
Пока же в подтверждение наблюдения позволю себе большую цитату: полный текст письма стоика Сенеки своему другу Луцилию. Это первый век нашей эры, а как дополняет 2-ю главу курса! Про смерть выделил я, красивая метафора. И еще мне нравится как самокритичность автора очеловечивает моральные поучения.
Сенека приветствует Луцилия!
1. Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую — на безделье, и всю жизнь — не на те дела что нужно.
2. Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а бо́льшая часть ее у нас за плечами, — ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти. Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится.
3. Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.
4. Быть может, ты спросишь, как поступаю я, если смею тебя поучать? Признаюсь чистосердечно: как расточитель, тщательный в подсчетах, я знаю, сколько растратил. Не могу сказать, что не теряю ничего, но сколько теряю, и почему, и как, скажу и назову причины моей бедности. Дело со мною обстоит так же, как с большинством тех, кто не через собственный порок дошел до нищеты; все меня прощают, никто не помогает.
5. Ну так что ж? По-моему, не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас: ведь начать самое время! Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное. Будь здоров.