— Поручик Ржевский, расскажите нам о птичках! — Что ж, можно и о птичках. У бегемота во-от такая … и ни одного перышка
В процессе изучения учебных материалов курса «Системное саморазвитие 2020», я постоянно задаюсь вопросом о цели, которую преследуют авторы курса, меняя местами/искажая смысл некоторых привычных, общеупотребительных терминов (метод, технология, мастерство, умение, привычка, и пр.). Воспользовавшись возможностями очного обучения, я адресовал этот вопрос одному из авторов, однако внятного ответа не получил. Возможно однозначного ответа не существует, возможно он неудобен, возможно он неприятен, возможно он родит еще больше вопросов, потому что я еще не готов…
Как бы то ни было, проблема неприятия «искаженных» терминов у меня проявилась остро, и, как Вы уже могли понять, первый подход для ее преодоления (условно - «Во имя высшей цели») провалился. Цель не определена.
Вторым моим подходом к решению данной проблемы стало классическое ожидание (Стерпится — слюбится), но глава сменяла главу, а глаз продолжал цепляться за знакомые слова с незнакомым смыслом, мозг скрипел, подтормаживал и… выдал решение — ПЕРЕВОД.
Итогом стал словарик, в котором установлено соответствие терминов учебника с привычными мне (да и многим другим людям) понятиями. Сравните:
Источник терминологии |
СС-2020 |
Словари русского языка |
Термины |
Метод — это совокупность определенных практик, которые необходимо выполнить, чтобы сделать какую-то работу под ключ.
|
|
К чему я все это? Аргументы в пользу сложных картин мира (теорий, моделей), приводимые авторами, хороши, НО!, сложность должна быть не в подаче, а в содержании, не в форме, а в образах, заключенных в эту форму. Такой подход позволит эффективнее расходовать вычислительный ресурс мозга на освоение содержательно новых картин мира (это важно), избегая искусственных «трудностей перевода», а значит надежнее исполнять роль ученика, без необходимости переключения в роль переводчика, либо, что еще хуже, критика. В сложившейся же ситуации возникает коммуникационный провал, который отвлекает от исполнения роли ученика.
Небрежная, с неправильно построенными фразами речь вызывает ощущение болота, в котором тонут мысли... Русская речь.-1967.- № 1.- С. 10.
Дальше можно было бы порассуждать на тему, что текст учебника намеренно усложнен для придания ему «солидности», возможно научности... но не буду. Свои варианты ответа на вопрос, заданный в начале поста, а также аргументы "за" и "против" по каждому варианту, я постараюсь перечислить в одной из следующих публикаций. Вас же приглашаю обсудить Ваши версии в комментариях.