Ответы на вопросы 8 главы "Система"

  • Что подразумевает под понятием «система» обыватель в бытовом языке? Будут ли с позиции системного подхода системами: вольтметр, система Монтессори, система сдержек и противовесов, система защиты в шахматах, система отопления?

«Бытовыми системами» с позиции системного подхода принято считать системы, которые не имею материального воплощения. Все системы, перечисленные в вопросе, будут являться системами с позиции системного подхода, так как каждая обладает тремя классическими свойствами: целостностью, эмерджентностью и вложенностью.

  • Назовите три классических свойства системы. Почему указанное в википедии свойство иерархичности не подходит, и каким другим свойством оно было заменено в системном мышлении?

Классическими свойствами системы в системном подходе принято считать целостность, эмерджентность и вложенность. Иерархичность подразумевает, что у каждой части системы выражены определенные свойства, которые отсутствуют в изолированном от системы состоянии. В системном мышлении это свойство заменяет свойство вложенности, которое говорит о том, что каждая система имеет подсистему и надсистему, выполняет определенную функцию, будучи самостоятельной.

  • Чем отличаются воплощение системы, описание системы и документация? Зачем необходимо данные понятия?

Воплощением системы может быть система-объект или система-деятельность, представленная в материальном мире, описание системы состоит из абстрактов – понятий, цифр, символов и т.д. Документацией является описание системы на физическом носителе. Данные понятия позволяют не запутаться в рассуждениях о системе.

  • Чем отличаются между собой целевая система, надсистема, система обеспечения, система в окружении и подсистема? Всегда ли система в окружении – это часть надсистемы?

Целевая система создается, чтобы решить проблему определенной группы людей, целевая система физически входит в надсистему, в создании, изучении, проектировании целевой системы участвует система обеспечения, системы в окружении взаимодействуют или как-то связаны с целевой системой, а подсистема является частью целевой системы. Не всегда система в окружении будет являться частью надсистемы, надсистемы целевой системы и системы в окружении могут не совпадать.

  • Из чего состоит системное описание? Можно ли сказать, что если есть система, то всегда есть системное описание, но не всегда есть системная документация?

Системное описание состоит из требований, архитектуры и неархитектурной части. Системное описание есть всегда, если есть система, при этом не всегда есть системная документация.  

  • Чем потребности отличаются от требований? Чем отличается работа инженера по требованию от работы архитектора?

Потребности относятся к надсистеме, а требования предъявляются к целевой системе, исходя из потребностей. Инженер по требованиям занимается связью потребностей и требований, а архитектор связывает требования с архитектурой системы.

  • В чем отличия между функциональной и модульной архитектуры? Почему менеджеру важна модульное разбиение системы, и менее важна функциональная архитектура?

Функциональная архитектура определяет из чего состоит система, а модульная архитектура определяет, как система работает. Менеджеру важна модульная архитектура системы, так как она позволяет понять этапы изготовления системы.

  • Кем может быть человек в разных проектах? Может ли человек быть целевой системой, часть надсистемы и системы обеспечения?

Человек может быть исполнителем внутренних или внешних проектных ролей, при этом быть частью надсистемы, целевой системы или системы обеспечения.

  • Почему психологию можно назвать инженерией требований? Какие можете выделить потребности и требования?

Посредством психологии человек в роли инженера по требованиям выявляет потребности к жизни и определяет требования к себе. Например, существует потребность в достатке, отсюда требованием будет зарабатывать определенную сумму.

  • Назовите системные навыки, о которых шла речь в данной главе.

Разделять систему как физический объект и как функциональный объект с определенной функцией, отделять цель от средств, сначала выделять целевую систему и ее надсистему, затем определяться с ее внутренним устройством, видеть за системой внутренние и внешние проектные роли.

Елена, спасибо за представление ответов на вопросы.

Необходимо дать комментарий к первому из них. Вы правильно указываете, что в системной подходе не считают системами те, которые не имеют материального воплощения в физическом мире. Именно поэтому система Монтессори, система сдержек и противовесов, система защиты в шахматах, также не рассматриваются. Так как они по сути являются только описаниями наборов определенных правил.