«Потом» может никогда не наступить

Насколько сильно влияние внешней среды на человека с точки зрения его готовности инвестировать время и откладывать удовлетворение своих предпочтений до лучших времён


Насколько сильно влияние внешней среды на человека с точки зрения его готовности инвестировать время и откладывать удовлетворение своих предпочтений до лучших времён?

1. Уверен, что многие в курсе «Зефирного эксперимента». Но не уверен, что многие знают продолжение — эксперимент был опровергнут.

Уровень жизни и доход семьи напрямую влияли на то, что ребенок мог выбрать награду через 15 минут. Для [детей бедных родителей] выбрать сладость сейчас, сегодня, гораздо более надежный вариант, чем ждать награды потом, потому что «потом» может не наступить или измениться. Родители с более высоким уровнем дохода и образования будут мотивировать своих детей мыслить на перспективу.

Разбор на «Теориях и практиках»

Получается, что мы как родители, инвестируя время в успех и интересную жизнь, создаем условия для своих детей, которые с большей вероятностью смогут мыслить на перспективу, другими словами, чтобы их «потом» наступало. Сила влияния среды для ребенка в «зефирном тесте» оказалась определяющей в моменте выбора действия.

2. Еще одна иллюстрация среды, как источника для стартовой позиции — видео о привилегиях, которые достаются человеку без его усилий. Студенты получали стартовую позицию в забеге в зависимости от ответов на вопросы об условиях жизни. Картинка сильная.

Обратил внимание, что некоторые студенты на задней линии и вовсе не побежали, и не знаю — побежал ли бы я при таком распределении. Может ли существовать такой потолок, такое давление внешних обстоятельств, при которых действовать становится бессмысленно?

3. Вышка проводила исследование о влиянии родителей на успехи школьников.

Родители без высшего образования и с низким доходом больше контролируют учебный процесс детей, при этом излишний контроль за выполнением домашних заданий и успеваемостью отрицательно сказывается на результатах итоговых экзаменов.

Большего успеха добиваются подростки, чьи родители помогают им организовать обучение, но не контролируют его полностью.

Семейные характеристики (образование родителей, материальное положение, количество книг в домашней библиотеке) коррелируют с факторами родительской вовлеченности и предсказывают академические достижения и образовательные траектории.

Родителей не выбирают, но взрослые могут организовать среду своим детям. Качество (мастерство) такой организации среды, можно прокачать, занимаясь собственным развитием. Что, мне кажется, может стать еще одним аргументом, чтобы прокачивать свою собранность.

Что касается того, чтобы появилась уверенность, что собственное «потом» настанет, то тут помогает совет из курса: сделать видимым приближение этого самого «потом» — видеть его далекий свет в виде готовых, реальных, осязаемых артефактов, например, в выполненных помидорках и написанных постах. Даже если условия (начальные или текущие) не оптимальные.

Влияние внешней среды на любые живые организмы является определяющим. Можно дать трактовку, что существо это модель окружения. Для человека среда включает социальную и информационную составляющие. Все это безусловно сильно влияет на развитие ребенка.

Базово в социальной среде случайно перенимаются модели поведения, какие-то из них более адаптивные чем другие, и приносят лучшие результаты. Но в “продвинутом” случае SoTA теории и практики (в т.ч. собранности) могут передаваться в явном виде в процессе направленного обучения им. В таком случае наверно можно говорить об образовательной среде и ее качестве, в дополнение в упомянутым выше.

Спасибо за комментарий. Вспомнил книжку «Древо познания», в которой говорится, что на эволюцию влияет естественный дрейф, рандомные изменения от среды:

«Эволюция — это непрерывная последовательность изменений в наследственной линии организмов на каждой репродуктивной стадии при сохранении ими, с одной стороны, организации, аутопоэза, с другой — адаптации к также изменяющейся среде. В таком процессе естественного структурного дрейфа нет внешней направляющей силы, «нет прогресса или оптимизации в использовании окружающей среды, но только сохранение адаптации и аутопоэза».

Получается, что направленное изменение среды по тем же эволюционным механизмам может привести к лучшим результатам.