Закончил сегодня очередную шестидневку "Системного менеджмента и стратегирования", 24 поток позади. Полдня рассказывал то, что ещё не написано в учебнике (обычное для наших занятий дело), то есть материал по разработке концепции системы и архитектуре, полдня обсуждали происходящее в мозгах и на работе у участников группы по итогам курса. В целом курсом осталась довольна и группа, и я. Возможно, я даже больше, чем группа (ибо у группы результаты как здоровьё: если всё хорошо, то его не замечаешь -- некоторые даже замечали, что "сначала сделали дело, а потом поняли, что это применили материал курса, ура, работает!"). В этот раз практически все сказали, что успели применить материал курса в работе, и даже у большинства утихли пожары (то, чего обычно добиваемся в самом начале работы: отстраиваем управление конфигурацией, а затем чуток операционного менеджмента -- и пожары утихают, можно заняться чем-то более интересным). Это означает, что мы таки научились учить, из "спасибо, интересный курс" стало "спасибо, на работе у нас всё сильно улучшилось". Самое контринтуитивное:
-- в абсолютно разных ситуациях применимо одно и то же мышление и люди делают одни и те же ошибки (при полном несовпадении ситуаций! эту общность теперь трудно развидеть),
-- архитектура (всё время кажется, что "всё понял", но нет -- и самое удивительное оказывается, когда вдруг понимаешь, что "архитектор тут я"). Как ни странно, отсутствие требований не кажется контринтуитивным. Нет, и ладно, всё понятно, уже и сами не так часто и тщательно пишут, и аналитиков как посредников удавливают (пытаются научить разработчиков чему-то про domain -- часть уже это делают, часть только задумываются). А вот что эти "аналитики" по должности бывают не только инженеры по требованиям, но иногда и архитекторами -- вот это контринтуитивно, вместе с ролью архитектора и пониманием, что там есть какой-то свой предмет.
-- то, что надо начинать с поиска целевой системы. Даже была сделана гипотеза: у кого не получилось хоть что-то с целевой системой (например, плохо принимал участие в обсуждениях первых двух дней, ибо не справился с чтением учебника), те и соскочили с курса. У кого хоть что-то получилось, схватили своё "вау!" в рабочих проектах, и дальше мотив дотянуть до конца курса хоть на бровях (все признали, что было трудно) оставался до вот этого последнего дня.
Участники СМС24 дали традиционные советы новичкам: честно выделять время дома для чтения учебника и честно работать со своим проектом в ходе выполнения заданий прямо в рабочее время. При таком подходе всё будет успеваться, а результаты будут оправдывать любое время, потраченное на вроде как учёбу (а на самом деле на решение рабочих проблем с использованием материалов курса). И ещё: честно верить, что нужно начинать с поиска целевой системы, ибо поверить, что это нужно -- невозможно, очень контринтуитивно, и начинали все с "зажмуриться и сделать". Вот таки надо сделать. И писать, моделировать, моделировать, писать. Заполнять, заполнять и заполнять таблички, и писать посты (вся группа потупилась, ибо таблички активно заполняли все, посты писал эээ... почти никто, особенно к концу курса).
Мне было посоветовано: оставить всё как есть (с учётом того, что таки будет дописан учебник "Системной инженерии" и переписаны курсы менеджмента и стратегирования), но добавить ещё один день -- ибо в первую пару дней перегруз немилосердный, а потом трудности с тем, чтобы встроить в курс ещё и чтение Райнертсена. Может, я так и сделаю. Будет не шестидневка, а семидневка. Название не так важно, мне нравится "Системная инженерия и менеджмент" или более фундаментально "Системное мышление, инженерия и менеджмент". Подумаю ещё денёк-другой и открою новый набор.
Пишу главу про архитектуру, задумываюсь уже про главу об XOps (https://analyticsindiamag.com/xops-has-emerged-as-a-popular-term-what-is-it/ -- и там ещё появилось AIops для искусственного интеллекта). Ибо всё это связано, и сильно связано. И ещё нужно развернуть всё это в безмасштабность и обобщить для разных видов систем, ибо пока там всё пахнет или какой-то большой (транспорт, ледовые платформы и т.д.) киберфизикой или (даже не всем, а корпоративным) софтом.
В кулуарах помянули архитектурные паттерны, я настаивал, что сами паттерны не так важны, как понимание тамошних forces -- ибо если запоминать только решение, но не понимать "сил" (по-русски это часто "соображения"), то сама суть паттернирования упускается. В частности, в архитектурных паттернах обычно в "силах" архитектурные характеристики, куда их двигает паттерн -- это и есть "соображения" по использованию паттерна! Ещё заметил, что это всё "языки паттернов", и отношение к ним условно делится на (и далее вечный холивар на эту тему):
-- выучите наизусть и просто применяйте ровно то, что написано в этих учебниках с паттернами (учебников с языками паттернов).
-- эти паттерны от лукавого, маркетинг паттернописателей, думайте сами, придумаете сами не хуже. Не читайте этих книг, это пустое, лучше думайте о своих задачах.
-- это учебные паттерны, читайте их, разберитесь с ними, научитесь их видеть в ваших проектах. Дальше как-нибудь сами, в проектах они не помогут, вам придётся изобрести что-то своё. Но вы будете хотя бы представлять, какого типа штуки изобретать и как при этом думать!
-- паттерны -- это просто подготовка к автоматизации, реализуйте в инструментах. Скажем, если это программные паттерны, то реализуйте прямо в синтаксисе и семантике языка программирования. Если это паттерны программной архитектуры, реализуйте в каком-нибудь фреймворке.
И пришла сегодня хорошая весточка с курса собранности, цитирую: "Студенты на тренингах собранности через одного говорят, что начинает внимание понятийно наводиться, и развидеть уже не могут". Мы этого хотели, вот нам!
Ровно шесть лет назад, 7 августа 2016 года я написал текст "Тренажёр клуба одиноких мозгов сержанта Солта", https://ailev.livejournal.com/1284767.html. Суть там в том, чтобы обучать людей системному мышлению путём решения многих мелких задач, "набивать руку" (тренировать мокрую нейронную сетку!). По большому счёту, весь Aisystant вырос из этого проекта. А ещё там обращалось внимание на клубную сторону дела. Тут тоже работаем, как можем. Но прошло шесть лет, и видно: нынешнее состояние проекта за шесть лет изменилось до неузнаваемости, а к намеченным раньше идеальным целям ещё идти и идти -- и не очень понятно, с какой скоростью это будет получаться.
Меня мало волнует, что за один день 4 августа 2022 стартануло шесть ракет, и все долетели до космоса. Это рутина, это уже неинтересно. Мне больше интересно, что происходит у Relativity Space, которая печатает космическое будущее человечества на 3D-принтере (и корпус ракеты, и двигатели). Они проводят испытания, через несколько недель должны попробовать стартануть. Топливом там метан, 9 штук двигателей они одновременно уже запускали, всё прошло штатно, https://twitter.com/relativityspace. За них приятно попереживать, они понятно чем хотят удивить человечество, и таки удивят. Хотя в целом человечество этого всего не заметит, но я вот удивляюсь и отслеживаю. Фронтир тут. Обязательно вставлю про это в учебник системной инженерии, у меня ж там и про производство должна быть глава.
Про ни разу не удивляющий человечество, зато насквозь военный Роскосмос хочу дать одну только ссылку на текст smoliarm (рекомендую время от времени его читать, если интересно что-то про космос), и этот же пост для трезвой оценки импортзамещения в условиях 2022 года: https://smoliarm.livejournal.com/600078.html. Да, владельцы помянутых там технологий всего-навсего "золотой миллиард", явно "не вся планета"! Но удивление приходит почему-то именно от них, а не от "бОльшей части планеты". Это совсем отдельный вопрос, почему технический прогресс так неравномерно распределён по планете. Казалось бы: садись, да изобретай! Но нет, в "не всей планете" получается что-то реально сложное фронтирное сделать, и это массово, а в "бОльшей части планеты" получается на душу населения в среднем что попроще, а фронтира -- отдельные достижения, которые радостно пиарятся. Ну, десяток достижений, которые можно было пиарить, можно было и в СССР найти. Тот же спутник, ибо это было очень надо военным. Пиар до сих пор работает! Гордиться ведь всё равно чем: славным массовым настоящим или единичным давним прошлым! Разговор про Китай и Россию, а также Иран и Пакистан ожидаю, но со мной разговора не будет. Я буду в ответ улыбаться и махать, махать и улыбаться. Как будто я не читал всех эти тредов и пруфлинков. Читал, много лет читал. Ничего я и до этих тем дойду, всё по очереди. Сначала разберёмся с современными методами работы, с безмасштабной системной инженерией. А потом подумаем, как делать социальную инженерию: как надо, как не надо. Есть давнее замечание, что одни и те же люди, из которых делают разные системы, работают то гениально, то не очень. То есть дело часто не в плохих людях, а в плохих системах, которые неумехи делают из вполне хороших людей. Вот с этим и поразбираемся. Пока же глядим на разворачивание мема "мы в кольце врагов" (не обсуждаем при этом, кто "мы", откуда вдруг кольцо, почему ВДРУГ враги, нормально же было, и вообще ничего не обсуждаем, просто с любопытством смотрим, как "история из книжки" ВДРУГ разворачивается на живых людях).
Свой стучащий самокат отвёз тому мастеру, который менял подшипники. "А, тут недозатянуто!", сказал он, и подтянул болтик. Колесо перестало стучать. И перестало вертеться. Я обратил внимание, что оно перестало вертеться. "Ну, отпустим чуток" -- и отпустил болтик. Колесо стало вертеться, а постукивать только чуть-чуть. Насколько я помню, пару недель назад было у этого колеса ровно такое состояние. Это значит, что болтик как-то самоотпустился за пару недель. Я спросил, не повторится ли этот "самоотпуск". Ответ был -- "Нетъ!". Я почесал затылок и сделал вид, что поверил. В 100 метрах от мастерской меня неожиданно остановили двое ребятишек на таких же самокатах, как мой. "А вы умеете делать ВИП?" -- спросил один из них. "А что такое ВИП?" -- честно ответил я вопросом на вопрос. Спрашивающий встал на деку двумя ногами, подпрыгнул, дека самоката прокрутилась в воздухе и он приземлился на деку. Вжух. Я очень удивился, и честно сказал: "Не умею". Интерес ко мне был мгновенно потерян, и ребятишки укатили. Дома я нашёл, как они это делали. Они, оказывается, не просто подпрыгивали! Они при подпрыгивании отталкивали деку ногой (и обязательно передней ногой), вот учебное видео: https://www.youtube.com/watch?v=xfLTNQboC6w. Буду ли я такое тренировать? Нет, самокат для меня не средство членовредительства, а средство передвижения!