Любая компания является системой, в которую вложено ряд подсистем в виде - различных отделов. Каждая подсистема производит свой продукт, но при помощи взаимодействия друг с другом. В ходе этого взаимодействия система «компания» функционирует и выдаёт какой-то результат.
Во главе каждой подсистемы стоит руководитель отдела, который должен понимать систему своего и смежных отделов.
Только таким образом он сможет обеспечить эффективную работу. Почему?
Делая шаг назад, мы говорили о важности понимания ролей и ролевых интересах, ролевого мастерства, потому что без этого невозможно построить слаженную работу команды. Но ведь роли являются лишь одним из элементов системы. Поэтому работая лишь с одним элементом и не обращая внимания на общую картину - каши не сваришь.
Взаимодействия с другими отделами, руководитель должен понимать, какие процессы у них выстроены, какой рабочий продукт они выдают, как он влияет на работу его отдела и компании в целом.
Чтобы не уходить в сложные дебри, рассмотрим систему розничного направления компании, в которой я работаю.
У нас имеется:
1. 3 отдела продаж (телематика, тахография и гбо)
2. Служба сопровождения текущих клиентов.
3. Инженерная служба.
4. Сервисно-монтажная служба.
5. Бухгалтерия.
6. Отдел разработки.
Я являюсь руководителем подсистемы «отдел продаж телематики». Моя подсистема состоит из команды (которая в свою очередь состоит из мини систем - менеджеры, продуктолог, ассистент и руководитель), рабочего пространства, технологий продаж и так далее. Результатом деятельности моей системы является привлечённый новый клиент. Но для фиксации результата деятельности и его материализации мне необходимо привлечь сторонние отделы. Помимо этого сторонние службы организовывают следующие стадии жизненного цикла клиента в компании, обеспечивая денежный поток компании, что уже является результатом работы всей компании.
А зачем мне системное мышление?
1. Я должна понимать, с помощью какой другой подсистемы и ее процессов я могу материализовать результаты труда моей подсистемы.
2. На основе системного мышления и ролевого мастерства я могу выстроить взаимоотношения с другими подсистемами.
Руководитель отдела - часть системы.
Несомненно он должен учитывать роли, как внутри отдела, так и в других отделах. Но этого не достаточно, потому что помимо ролей есть процессы, с помощью которых каждая подсистема производит свой продукт.
Чтобы вся система в виде компании работала - необходимо оценивать каждую подсистему, понимать как они взаимодействуют и пересекаются, только тогда можно выстроить нормальную работу.