Перестаем портить книги

Мне всегда казалось, что пометки на полях или подчеркивание интересных мыслей в источнике информации - трата времени. При этом я не предоставлял для себя никакой альтернативы. Поэтому я читал статью/книгу и успешно забывал бОльшую часть того, что прочитал. Наконец нашел решение в книге "Как делать полезные заметки". Основная идея заключается в том, чтобы не просто ввести конспект или копировать идеи из источника, а пытаться формировать свои собственные мысли и идеи по поводу полученной информации. Если мы будем просто ввести конспект, то заметки будут накапливаться, забываться и никогда не будут использованы. Согласитесь, крайне редко бывает, что вы возвращаетесь к прочитанным книгам, конспектам и заметкам на полях.

В соответствии с подходом из книги следует ввести три типа заметок:

  1. Повседневные. Их необходимо записывать тогда, когда возникает какая-то идея, или мысль показалась интересной. Далее этот список заметок следует просматривать в течение одного-двух дней. Если они не перекачивали раздел с постоянными заметками (см. след. пункт), то их необходимо удалить.
  2. Постоянные. Они никогда не будут удалены и будут все всегда находится в этом разделе. Эти идеи могут быть использованы в разных контекстах.
  3. Проектные. Если вы работаете над каким-то проектом, статьей или постом в блог, то имеет смысл завести разделы под них и помещать туда соответствующие идеи. Если проект завершен, то эти заметки можно помещать в корзину.

Появляется мотивация не накапливать идеи, к которым не суждено вернуться. Регулярной пересмотр временных заметок помогает осмыслить, додумать и сформировать полноценную мысль, пока мы все еще в контексте. Ведение заметок виде собственных идей, а не просто копирование текста, запись пометок на полях или непосредственно в источнике информации, помогает пропустить через себя понравившуюся мысль, лучше её понять, сформулировать и подготовить черновик для, например, блога или статьи.

Также данный подход помогает отбросить "мусорные" источники. Если во время прочтения ни одна идея не сформировалось, то возможно стоит подумать о том, что данный источник не так полезен, как хотелось бы. Ведь более или менее неплохие идеи можно подчёркивать и выделять непосредственно в книге сколько угодно, но никакого отклика в себе это не вызовет, и мысль не задержится в голове. Соответственно, нет почвы для дальнейшей раскрутки этой идеи, мысли.

Выглядит просто, и для меня очень хорошо сработало. С одной стороны не тону в куче бесполезных бумажек и записей, с другой - проблема белого листа больше не тревожит, пока.

Хороший пост! Главное не останавливаться и вести заметки постоянно, перерабатывать и писать посты!
Появился вопрос - в чем сейчас ведёте базу заметок? И как убираете “мусорные источники”?

Спасибо!

Пока решил остановиться на Apple Notes, т.к. практически все читаю и пишу на iPad. С нативной поддержкой очень удобно делать скриншоты, надиктовывать голосом, быстро набросать схему карандашом, добавлять теги (позже по ним искать записи) и печатать, естественно.

Основной плюс в том, что в любой момент можно быстро сделать заметку в любом виде просто проведя пальцем или карандашом от угла планшета к центру (встроенный жест в систему). Так не отвлекаясь от текста и не теряя контекст, желание делать заметки не сталкивается с ленью, т.к. это очень быстро и удобно. + быстрая заметка появляется поверх всех приложений, и можно без проблем подглядеть, если что-то забыл. Ну и синхронизация со всеми устройствами через iCloud, что важно. В общем, взглянул на Notes свежим взглядом.

Насчет “мусора”, пока просто обращаю внимание на то, сделал ли я запись во время продолжительного чтения. Если не пришло в голову ни одной новой идеи, которую хотелось бы занести в заметки, а не просто подчеркнуть, например, то дальше читаю по диагонали или просто заканчиваю с этим источником. Просто у меня есть местами вредная черта - перфекционизм. Даже если не нахожу чего-то интересного, то обязательно нужно дочитать до конца. До недавнего времени просто читал от корки до корки. Это и раздражало, что трачу время попусту, и ничего не делал с этим. Сейчас вроде как появился инструмент для борьбы с перфекционизмом.

Алексей, спасибо за пост!
Супер, что удалось выделить полезную для себя практику)
Мы будем обсуждать ее на тренинге 4, а на тренинге 3 я покажу еще одну практику (мышления моделированием), которая может стать заменой конспектированию.

Вижу, что вы выбрали в качестве технологии Apple Notes. Для исчезающих заметок это может быть удобно, но постоянные мы рекомендуем вести в приложениях вроде Notion, Coda, Obsidian, которые позволяют связывать заметки между собой. Настоящей “рабочей средой” ваш цеттелькастен становится именно тогда, когда вы создаете себе базу заметок, связанных между собой (а не отдельные standalone заметки, как в приложениях вроде Apple Notes).

Да, уже вижу некоторые недостатки выбранного приложения для, как минимум, ведение ссылок одних заметок на другие. Но в роли догоняющего пытаюсь максимально сконцентрироваться на выполнении ДЗ и чтения рекомендуемой литературы. Освоение нового инструмента все-таки требует времени. Поэтому выбрал пока знакомый и проверенный. Обязательно в ближайшее время выделю время под один из предложенных вами.