О Внимании

Для начала о цели поста - пишу его для наработки практики мышления письмом. Никаких особых идей для того что бы поделиться не имею. Этим постом я вырабатываю привычку, "налетываю" нужные часы )))

Я ждал главу "Собранность" с особым нетерпением - видимо подсознательно знал, что она поможет в решении проблемы моей несобранности и расфокусированности. Именно проблемы - поскольку я не знал как ее решать и не переводил ее в формат задачи (проблемы, для которой сформулирован алгоритм решения).

Что я открыл важного для себя в ходе прочтения?

Первое, что перестроило мою картину миру - тот факт, что есть разные уровни внимания. То есть раньше я считал вниманием только фокусное и оно как бы слипалось у меня с моментальным вниманием - я никак не разделял их. Дистанция уровней внимания позволила мне понаблюдать за своим вниманием на каждом из них и увидеть различие. Оказалось, например, что качеством моментального внимания я удовлетворен (субъективно), а вот с фокусным у меня боооольшие сложности. Проанализировав свою деятельность я увидел, что уже долгое время делаю несколько дел одновременно (преимущественно совмещая дела с общением в чатах по мобильному). Об этой проблеме, кстати недавно и Лейли написала в своем посте - я не один такой)) Так вот, я пришел к выводу, что я "налетал" уже огромное количество часов в тренировке расфокусированности (блин!!!). По грубым оценкам - ну не менее 5 тысяч (!!!). Стало ясно - почему так сложно дается обратная практика - одно дело в единицу времени (я бы сказал даже, что не тяжело, но болезненно - меня буквально тянет заглянуть в телефон каждые несколько минут - что бы я не делал.

И здесь еще одно важное наблюдение - эта тяга пропадает в те периоды, когда я на тренировке - делаю формы или отрабатываю упражнения. Такая погружённость в тело позволяет сфокусировать внимание и не отвлекаться. На мой взгляд - это хорошая практика для тренировки и моментального и фокусного внимания.

Следующий уровень - привычное внимание. Эта уистникция в свою очередь оказалась для меня приятной неожиданностью. Поскольку ранее я думал, что у меня не хватает каких то волевых качеств для выработки привычек. Пригляделся после прочтения - а я просто не уделяю внимания вопросам внедрения в жизнь нового, постановке практик ))) И вот решение для внедрения новых привычек в жизнь: уделять время и внимание организации процесса их внедрения (формировать расписание, организовывать среду, напитывать себя и так далее - предусматривать их в календаре и делать).

Жизненное внимание и стратегирование не охвачу тут своим постом - этот срез пока что заставил меня крепко задуматься. Я увидел, что живу в принципе, краткосрочными планами и текущими неудовлетворенностями. Относительно средне и долгосрочной перспективы у меня есть только какие то идеи на уровне "хорошо было бы ..." но это нельзя назвать стратегией и что самое важного - там нет моего внимания, в этих мыслях и планах".

Кстати, это подтвердила схема, где уровни внимания расположены на шкале времени. Больше всего про будущее - жизненное внимание и привычное. А им я внимания уделял меньше всего. Отсюда логичный вывод - что я строю свое будущее не как целевую картинку, а просто перетягиваю в него свое настоящее, как бы продлевая его. А если еще четче - я перетягиваю в будущее свое прошлое. Поскольку мое сегодняшнее настоящее мало чем отличается от моего вчерашнего настоящего, которое стало прошлым.

А КМ нашего учебника дает нам другой подход к формированию настоящего - через направление внимание на уровень жизненного внимания и привычного внимания.

Интересно, но по ходу написания поста я сейчас увидел, что сформировал довольно важную идею, которой точно хочу поделиться (см абзац выше) ))) Но не буду корректировать пост - мне кажется важно увидеть также, что именно так и работает мышление письмом, верно, коллеги?! )))))

Корректировать пост, по моему опыту, как раз необходимо. Без этого вся ситуация напоминает поход в ресторан, когда предвкушаешь, выбираешь костюм, ресторан, приходишь, долго изучаешь меню, потом заказываешь, ждёшь, пока принесут… И уходишь.

Коррекция поста – одно из следствий мышления письмом. Когда приходит новая мысль и её вписываешь и развиваешь, наблюдая за тем, как появляется то, ради чего всё затевалось. Бывает и так, что приходит ясное понимание, что почти написанный пост надо весь переделывать – не без того. На даже в этом случае имеет смысл подробно записать, почему его надо переделать, согласно какой цепочке вывода – зафиксировать, а потом, возможно, доспорить с кем-то прочитавшим или с самим собой.

Интересный пост! Спасибо, что делитесь ходом мысли. Задумался о своих уровнях внимания и начал лучше понимать себя. Когда буду писать свой пост, ваш мне поможет.

Олег, спасибо за пост!
Очень хорошие рассуждения получились) Супер, что провели ревизию, куда направляете внимание на уровне фокуса, и выявили “утечки” – отвлечения)

Что касается внимания уровня/масштаба фокуса: если тянет заглянуть в телефон во время выполнения задания – убираем его, чтобы он находился за пределами вашего поля внимания / его не было видно (не могли дотянуться камерами внимания), и физически дотянуться с рабочего места до него нельзя было.
Записываем задачу / список объектов внимания по задаче (штук, с которыми надо поработать / которые надо изменить, чтобы получить нужный рабочий продукт), список этот, наоборот, в ваше поле внимания помещаете. Например, на второй монитор (при его наличии) вывешиваете этот список/название задачи, по привычке поднимаете на него глаза и видите задачу. Надписи должны буквально бросаться в глаза. Или можно текущую задачу на физическом стикере кратко записать, и наклеить его возле клавиатуры. Или вообще на телефон наклеить (заклеив экран), и ввести правило, что до завершения задачи отклеивать нельзя)

На общение с коллегами можно выделять отдельные помидорки)

Что касается управления вниманием при работе с телом: по описанию похоже, что вы испытываете состояние потока (глубокого погружения) при работе с телом (см понятие состояния потока в следующей главе). В работе в это состояние, вероятно, не удается войти, тк постоянно переключаетесь с задачи на коммуникацию и обратно. Попробуйте убрать переключения, выделив общению внимание отдельно – специальные помидорки. Коммуникация заслуживает того, чтобы ей отдельные помидорки посвящали)

При постановке практик, действительно, требуются хорошие объяснения + пропитка себя ими + изменение среды и создание условий для выработки привычек, плюс “налет часов”. Не выработалась привычка – чего-то из этого не хватает. Не стоит недооценивать важность и длительность пропитки и налетов часов. Этого надо МНОГО, причем надо еще и понимать, что в ходе постановки привычки вы будете постоянно косячить и срываться – и что это нормально. Ненормально было б, если бы вы как робот все сразу поставили и без ошибок)

Очень хорошие рассуждения по поводу стратегирования! Супер, что выделили для себя его отсутствие и проблему “будущего как прошлого” (в противовес “будущему как созданию систем, меняющих мир для меня и других в лучшую сторону”). В целом, это частое явление: опрашиваем иногда студентов разных курсов, сколько из них в принципе задумывались о длинном личном стратегировании (не только решении текущих проблем). И оказывается, что таких не больше 10%, что в общем-то логично: абсолютное большинство студентов просто не знают/не задумывались, что так можно (неосознанная некомпетентность), и их не учили этому явно, с предъявлением объектов внимания дисциплины стратегирования и заданиями, заставляющими найти эти объекты в вашей жизни и провести с ними рекомендованные дисциплинами операции. У нас в курсе глава 12 посвящена конкретно личному стратегированию, а понятия, которые нужны для ее составления, будут в течение всего курса доизучаться.

Что касается поста: пост можно корректировать, можно и не корректировать, можно написать второй, приписать в конце – как угодно) это ваш пост, вам и рулить.

уровни внимания - действительно полезная концепция. В моменте не всегда гарантируется внутреннее приятие выполняемой задачи. Например, я умею что-то делать, я знаю, что я это могу и сколько времени мне на это понадобится, но делать я это не хочу, потому что хочу поделать более приятное, что ещё не знаю (написать комментарий в блог VS потянуться на коврике, быстрые углеводы VS апельсин). Преимущество в том, что мой выбор осознано сделан на этой шкале - удовольствие сейчас или что-то большее, чем удовольствие, хоть сейчас не совсем очевидное и совсем не осязаемое.

Согласен с Анной, что принципы мышления письмом вы можете задавать самостоятельно. Согласен с Сергеем, что именно “мышление” (у меня, по крайней мере) больше работает тогда, когда редактируется написанное. 
Я некоторым постам даю отлежаться какое-то время, или они “отлёживаются” автоматически, когда на написание (по существующим заметкам) уходит больше одного дня.

Про уже усвоенные (паразитные) автоматизмы не переживайте. Главное, что они у вас (теперь) во внимании, а значит, вы можете на них влиять. 

Насчет мышления письмом действительно так. Возникают мысли прямо во время письма, и хочется туда же в пост мысль как-то уместить. Хотя она может не совсем напрямую стыковаться с темой. Думаю, что с налетом часов такие дополнения будут постоянно, и будет срабатывать “не могу не записать”.