Как мы знаем, у каждого человека - своя правда, иначе говоря - своя картина мира. А я вот люблю представлять понятия и их взаимосвязи визуально. Хоть я крайне далека от дизайна, все же рискну выложить здесь свое представление о взаимосвязи трансдисциплин, дисциплин, методов и практики в виде иллюстрации.
Рис. 1. Взаимосвязь уровней знаний в рамках системного мышления.Здесь уместно напомнить, что в рамках системного мышления понятия "теория", "модель" и "описание" считаются синонимами понятия "дисциплина".
Итак, на мой взгляд, можно выделить уровни знаний, используемых для изменения реальности и, в конечном счете, создания отдельно взятого продукта. Так, трансдисциплина - это наиболее абстрактный и общий уровень знаний, применимый на всех низлежащих уровнях, характеризуемых убывающей абстрактностью. Трансдисциплина основана на дисциплине, которая в свою очередь опирается на метод, берущий начало в практике. При этом, каждый верхний слой знаний применим на более низких уровнях. В то же время, из более низких по степени абстрактности и общности уровней поступает информация для построения знаний верхнего уровня. Таким образом, информация циркулирующая между уровнями идет “наверх” по принципу индукции, а “вниз” - по принципу дедукции. Внизу треугольника информации больше, но она применима к конкретным ситуациям. Наверху - информации меньше, но она применима к широкому классу ситуаций, что по сути является трансдисциплинарным свойством.
Для получения продукта мы пользуемся знаниями со всех вышеприведенных уровней. Тем не менее, сам продукт (т.е. изменение части реальности), является результатом практической деятельности.
А что о приведенных рассуждениях думаете вы?