Вот и прошли три интересных месяца. В них уложилось очень много событий. Изменился не только я. Изменился весь мир.
Жизнь заставляет приспосабливаться к новым условиям. К каким-то из них я был готов, какие-то стали шоком, огромная часть прошла незамеченной. Всё проходит - и это пройдёт.
В январе я понимал, что буду писать этот пост. Иногда даже гадал каким он будет. Что-ж, Focus To-Do включен, Tick-Tick напомнил о задаче…..
Приступим к рассмотрению моих результатов курса "Системное саморазвитие" на сегодняшний день.
Список написанных постов:
- СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ — И Я СКАЖУ, КТО -ТЫ. В КАКОЙ СТЕПЕНИ ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ, А В КАКОЙ — СРЕДА ЧЕЛОВЕКА?
- СОБЕРИСЬ, ТРЯПКА!
- МОЗГИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ.
- ПРОПИТЫВАНИЕ В ПУТИ
- ПРОДАЖА ЛИЧНЫХ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЕЙ
- КТО ВЫ ПО РОЛИ?
- СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК…
- ЕСЛИ ТЫ НЕ ВОСХОДЯЩИЙ, ТО ТЫ — НИСПАДАЮЩИЙ.
- СКОЛЬКО НЕ СДЕЛАНО, СКОЛЬКО НЕ СДЕЛАНО… А СКОЛЬКО ЕЩЁ ПРЕДСТОИТ НЕ СДЕЛАТЬ!!!
- ПРО МЕНЕДЖЕРОВ
- ЭТИКА ВНУТРИ ПРАКТИКИ
-
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРО ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ
К своему удивлению я обнаружил, что посты пишутся достаточно легко. В голове уже было много идей, которые требовалось систематизировать. Практика мышления письмом попала очень "в жилу". Теперь я понимаю для чего люди интеллектуальных профессий ведут свой блог (даже за вычетом пиара) и в планах сформировать собственную политику ведения блога - что-то хочется постить в блог Школы, что-то в соц. сети, что-то только для себя или для узкого круга людей. При этом хочется иметь возможность собрать все посты в одном месте. И иметь быстрый поиск по ним.
Один из постов даже попал в дайджест Школы. Было очень странно и где-то даже стращно увидеть свой пост в еженедельной рассылке. Да ещё и на красном фоне. Казалось, что он пишется для себя или для своей учебной группы. А тут вдруг….. :)
По ходу курса из прикладных практик мне удалось освоить:
- Практику помодорро. Не могу сказать, что я владею этой практикой в совершенстве, но при необходимости удаётся её реализовывать. На курсе я получил понимание зачем нужна собранность, как ею пользоваться и тренировать.
- Практика мышления письмом. По итогам курса написано 12 продуманных постов по различным темам. Это на порядок больше, чем за всеь прошлый год. При этом прочитанный материал теперь не просто "загружается" в голову, а попутно оседает в личной базе (Цеттелькастен в Obsidian). Он будет ещё много раз переструктурирован, дополнен и этот процесс бесконечен. Сейчас я очень жалею, что не размышлял письменно над многими толковыми книгами. Есть хороший повод их перечитать.
- Практика потребления информации. До курса я понимал, что важно отбирать источники информации и суть потребляемой информации. Но я даже не предполагал, что это важно НАСТОЛЬКО(!). Принцип "ты - то, что ты ешь" относится не только к физической пище, но и к пище для ума. Сформировал несколько источников информации, которыми вполне заполняется свободное время и потребляется качественная и нужная информация.
- Практика инвестирования времени. Эта практика осваивалась параллельно практике помодорро с помощью таймера и отслеживания инвестированного времени. Раньше проблемой было отличить время "использованное" от времени инвестированного. Сейчас я считаю инвестированным только время, когда внимание полностью собрано на задаче. Так проще и точнее. Попутно обнаружил в своей жизни много действий с отрицательной полезностью труда. Постепенно их вычищаю и заменяю на более полезную деятельность.
Новые прикладные практики за время курса я не осваивал. На это просто не оставалось времени. Когда я принимал решение пойти на курс - мне казалось, что у меня есть порядка 10-12 часов в неделю для обучения. Но оказалось, что я ошибался. До 10 часов самостоятельной работы за неделю мне ни разу так и не удалось добраться. В первую очередь за счёт того, что я оценивал суммарное время, а не "собранное" (см. описание соответствующей практики).
Отсюда некоторые ограничения для последующей образовательной траектории. Я планирую начать осваивать прикладные практики воспитания детей, тайм-менеджмента, управления финансами и параллельно по онлайн учебнику пройти "Онтологику и коммуникации" и "Образование для Образованных". Время придётся распределять между несколькими работами и выделить на каждую по 10 часов не получится, поэтому буду ставить две практики (одну попроще и одну посложнее) одновременно, но помедленнее.
На курсе я понял разделение дисциплин и трансдисциплин. Пока моя прикладная практика кормит меня и семью, я могу себе позволить изучать трансдисциплины (в планах - онтологика, системный фитнес и потом добраться до этики и системного мышления). Подход, что "не надо учиться впрок" с одной стороны близок, с другой - кажется опасным (есть риск не успеть освоить практику на нужном уровне к нужному моменту. Выглядит как тема для поста.). Что же, поставлю шкуру на кон и проверю этот принцип на себе. Профессии "Системный аналитик" придётся подождать.
За время курса удалось прочитать, поразмышлять и занести в личную базу:
- Учебник "Системное саморазвитие 2021".
- Зонке Аренс «Как делать полезные заметки».
- Кэл Ньюпорт "Цифровой минимализм".
- Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни.
Посмотрел на это по ходу написания поста и удивился - а ведь это по одной толковой книге в месяц! При постановке хорошей практики чтения и ведения заметок, можно увеличить количество раза в полтора без больших проблем!
Не могу сказать, что у меня заметно расширился круг интересов. Мне и так было многое интересно - от программирования встроенных систем(embedded), до разработки пользовательского интерфейса; от проблем воспитания детей и отношений в семье, до устройства общества, государств, мировых взаимоотношений.
В общем, я видимо один из тех, кто хорошо разбирается в экономике, политике и футболе. Но что-то постояно мешает.
Если серьезно - то стало понятно для чего интересы нужны, как их тестировать и выделять на них время. Из профессиональных интересов я хочу расширить кругозор с помощью знакомства с практиками айтишных системных аналитиков, из досуговых - игру на гитаре fingerstyle и игру на губной гармошке. Это вдобавок к уже практиковавшимся плаванию, ноузворку, воспитанию детей и т.д.
В работе я инстинктивно стал выделять предпринимательские, менеджерские и инженерные роли, переходы коллег между ними. Думаю, не всегда выделяю верно, но уже вижу различия между ними. Такой автоматизм выделения ролей и переходов между ними напоминает "калибровки" из НЛП. В какой-то момент начинаешь их выделять автоматически и что-то изнутри головы начинает подсказывать - обрати внимание на эти слова, кажется мы уже говорим не с воодушевлённым предпринимателем, а со строгим менеджером. Впрочем, голоса в голове это уже из другой сферы.
С подбором точных слов - беда. У программистов вообще тяжело: они измеряют длину в килограммах, объём в гектарах и скорость в метрах. Поэтому следующей трансдисциплиной в моей образовательной траектории стоит онтологика.
Пока что у меня не получается встроить практику помодорро в ежедневную рабочую деятельность - это задача на ближайшие пару месяцев.
В качестве некооторого сопадения - по ходу курса я начал работать с психотерапевтом (ну не пропадать же ДМС-у). С одной стороны - я к этому подходил года два. С другой - курс помог понять какой рабочий продукт я хочу получить, что помогает отслеживать прогресс и объяснять инженеру человеческих душ свои потребности и неудовлетворенности.
Я хочу далее немного сбавить темп, но сохранить систематичность занятий. К концу курса ощущение недосыпа стало моим постоянным спутником и буду это исправлять. Именно для этого в первую очередь мне необходимы практики тайм-менеджмента. Перед началом курса я прикинул сколько времени уходит на видеоигры и решил, что можно направить это время на обучение. В целом - решение верное, но есть нюанс - у времени есть качество (необходимо быть собранным). И обучение требует намного больше собранности, чем досуговые занятия.На обучение на курсе мне удалось выделить 98 часов на самостоятельную работу и 30 часов (2.5*12) на занятия с преподавателем. Итого - 128 часов. Как ни странно - в среднем около 10 часов в неделю, близко к расчетным (при оценке своих ресурсов я не делал разделения на самостоятельную работу и семинары). (тут я ошибся - помодорро показывал 98 часов, но в них оказалось учтено время двух-трехлетней давности).
На обучение на курсе мне удалось выделить 70 часов на самостоятельную работу и 30 часов (2.5*12) на занятия с преподавателем. Итого - 100 часов. Как ни странно - в среднем около 8 часов в неделю, близко к расчетным (при оценке своих ресурсов я не делал разделения на самостоятельную работу и семинары).
Одним из критериев качественного курса для меня является наличие в нём принципов, понятий и технологий из других курсов, которые я прошёл и освоил на практике. Системное саморазвитие подпадает под него полностью. В нём не только встречается огромное количество практик из других сфер, но и объясняется почему это так. То есть мой эмпирический опыт подтверждается теорией.
Надеюсь, этот пост стоил того, чтобы Вы прочитали его до конца и инвестировали это время с пользой (а не увеличили отрицательную полезность своего труда).
Закончилась очередная "помидорка". Скоро можно будет поставить галочку в трекере напротив очень большого и важного личного проекта.
С уважением и благодарностью Создателям Школы Системного мышления и курса "Системное саморазвитие",
Александр