Этика в окружающем мире

При прочтении главы про этику курса системного саморазвития почти на каждый вопрос применения этики находились примеры и изначальной задумкой было написать пост с рассуждениями о куче личных жизненных выборов в которых так или иначе присутствовали этические аспекты. Однако в процессе пришло понимание, что этика чем-то похожа на концепцию квантовой пены про то, что вакуум - это не пустота, а постоянно рождающиеся и исчезающие частицы. В случае этики - это постоянно принимаемые решения, которые забываются и исчезают через секунды после того, как они были приняты. Но из некоторых наборов этих частиц складываются более заметные сущности - решения определяющие жизненную траекторию. Однако, если не обращать внимания на более мелкие сущности, то сложно будет понять, почему же в решающий момент было принято неэтичное решение.

Т.е. человек, не принимающий во внимание этику присоединится к объезжающим пробку по обочине. Да, это мелочь, выигрыш несколько минут путём воровства у окружающих по секунде далеко не всегда замечается как что-то плохое. Подумаешь - секунда или две. Но, в дальнейшем, когда нейронная сетка в голове получает положительное подкрепление в мелочах, она начинает срабатывать так же и более весомых ситуациях. Почему не надо влезать в середину очереди - "только спросить"? Можно и влезть, ведь мне нужно, а у остальных это отнимет всего минуту.

Но этика присутствует при принятии любого решения. И при принятии решения об оценке чьих-то действий она тоже должна быть. Нельзя достоверно выяснить не ставя свою шкуру на кон этично ли поступает тот самый конкретный водитель, лихо пронёсшийся по обочине - не несётся ли он с лекарством к болеющей жене? Не пытается ли он успеть на самолёт, что бы успеть к своей умирающей бабушке? Да, те толпы людей, несущихся вечером летней пятницы по обочине в сторону дач, скорее всего не спешат совершать благие дела. Однако узнать, все ли они поступают неэтично не представляется возможным. И в этой ситуации помогает верховенство закона и соответствие гражданских законов этическим нормам. Неотвратимость наказания повышает ставки для ставящих шкуру на кон и оставляют от потока лишь две крайние категории - тех, кто не может не сделать высокую ставку, и тех, для кого эта ставка не столь высока.

Однако плохие законы провоцируют людей совершать неочевидные неэтичные поступки. Двое водителей, попавших в аварию на загруженном шоссе, которые решают ждать полицию и являющиеся причиной многокилометровой пробки. Они украли у нескольких сотен человек по несколько часов, сотни машин коптили воздух ради того, что бы один из этих водителей был уверен, что не останется без компенсации в пару десятков тысяч. Знают ли эти двое о том, что суммарные затраты окружающих на порядок больше того, что стоит на кону для них? Скорее всего они об этом даже не задумываются. А до недавних пор и повода задуматься не было - правила прямо запрещали оставлять место ДТП. Без просветительской работы не возникает даже вопроса, а не происходит ли что-то неправильное в этой ситуации. Однако с течением времени закон изменился под давлением этики, а поведение людей ещё не успело за ним.

Повлиять на поведение людей в масштабах страны или мира одним махом невозможно, однако возможно влиять на людей вокруг. Закончив школу большая часть людей учится через сарафнное радио и на примере окружающих людей. А значит передача знаний после набора некоторой критической массы обязательно перейдёт в новое качество и запустит лавинообразный процесс. Нормы поведения с течением времени всё больше и больше учитывают страдания окружающих и в наших силах добавить хотя бы небольшой камень в основание этического фундамента общества.

Владимир, отличный пост, спасибо большое!
Действительно, этика тоже динамически меняется (и к слову, в разных странах может по-разному выглядеть; это выяснили ученые из MIT, запустившие проект Moral Machine для исследования, как ИИ в машинах должен принимать решения в случае катастроф). И важно это отслеживать и оценивать – нужны хорошие объяснения и в этике, нельзя менять закон только потому, что кто-то чувствует себя оскорбленным (ну вот я завтра оскорблюсь из-за коротких причесок – должны ли все немедленно от них отказаться?). Менять законы надо на основе хороших объяснений.