Когда появляется ощущение "я не знаю что делать / учить дальше", то скорее всего случилось одно из двух (или сразу два):
- Не подходил к поиску, отбору и тестированию интересов сознательно
- Непонятно какие роли выбрать и какие практики исполнять (что в целом вытекает из предыдущего пункта)
Вообще, подход с поиском, отбором и тестированием гипотез очень напоминает lean-подход в стартапах и бизнесе.
По своему роду деятельности я этим занимаюсь регулярно. Но удивительно, почему бизнес-практики мы не применяем на уровне собственной жизни. Ведь мы можем смотреть на нашу жизнь через другую камеру. Через камеру "Стартапа". Жизнь как стартап.
Главная цель стартапа (а любой крупный и успешный на данный момент бизнес был когда-то стартапом) - не умереть и найти Product Market Fit (ту форму предложения, которая будет востребованной рынком и выгодной для бизнеса).
Если перевести это на жизнь индивида, то мы тоже хотим не умереть как можно дольше и прожить деятельностную, насыщенную жизнь (≈ найти свой персональный Life World Fit).
Pivot Стартапа ≈ Изменение картины мира человека
Cтартапы появляются с какой-то идеей (≈ картиной мира). Но большинство из тех, кто все-таки находит свой Product Market Fit оказываются там с уже совершенно другой моделью (≈ картиной мира).
Примеров много. Парочка которые всплыли в голове: Яндекс начинался с текстового поиска по библии, Shell начинался с добычи жемчуга, Instagram с сервиса оценок ресторанов.
Это очень коррелирует с тем, как меняются картины мира на уровне индивида, по мере его взросления. В детстве многие хотели стать "космонавтами", но повзрослев объективно понимают, что в конкретно их ситуации лучше и эффективнее будет стать UX-дизайнером (условно ;-)) .
Это не значит, что с этим человеком стало что-то не так и он предал свои идеалы. Скорее наоборот. Это говорит о гибкости его интеллекта, более адекватной картине мира и способности адаптироваться к среде. Дедушка Дарвин утверждал: "Выживает не самый сильный, а самый приспосабливаемый".
HADI цикл в стартапах и жизни
HADI (Hypothesis, Action, Data, Insight) — классный фреймворк по росту бизнеса / продукта, который абсолютно применим в жизни. Интуитивно мы его и так соблюдаем, но по большей части не осознаем это.
Этапы HADI-цикла для жизни:
- Hypothesis: Этап Гипотез отлично закрывает практика выписывания Ролей, Дисциплин, Практик и их приооритезация.
- Action: Затем надо начать совершать действия по приоритетным гипотезам.
- Data: В процессе действий - мы копим данных, ситуации, ощущения, эмоции. Примеряем их на свои принципы, ценности.
- Insights: Делаем выводы по предыдущему пункту: нравится / не нравится данная Роль или Практика, оставляем / убираем / меняем и тд.
- Повторить с пункта 1
На каждом из этапов есть также свои практики, помогающие лучше входить в роль и выполнять каждый из этапов эффективнее. Но это уже темы для отдельных постов.
Генерация и приоритизация гипотез для себя любимого
Попробовал практику расписывания Ролей, Дисциплин, Практик и по ощущениям, она решает сразу несколько вещей:
- Помогает выгрузить из головы мысли по поводу "а хочется вот это, и еще вот это, и еще вот это попробовать…"
- Наглядно увидеть связь конкретной практики с долгосрочным результатом: Ролью или Проектом
- Заметить пересечения некоторых практик / дисциплин между ролями, тем самым подняв их приоритет, так как они получаются транспрактиками или трансдисциплинами. То есть сущностями, которые конкретно у меня используются в нескольких Ролям / проектах
В конце хочу еще раз выделить основную мысль: на уровне бизнеса / стартапов уже придумано и разработано много методик / фреймворков направленных на максимизацию результатов. Умение адаптировать бизнес-практики к собственной жизни, могут позитивно сказаться на ее осознанности и гораздо яснее очертить путь к Жизненному Мастерству.